Чжухай, Китай – Спустя год после распада Советского Союза испытывавший нехватку денежных средств Кремль продал Китаю значительную часть своего огромного военного арсенала, включая гордость российских ВВС – истребитель Су-27.
На следующие 15 лет Россия стала самым крупным поставщиком оружия в Китай, обеспечив поставку в эту страну истребителей, эсминцев, подводных лодок, танков и ракет на общую сумму от 20 до 30 миллиардов долларов. Она даже продала Пекину лицензию на производство истребителя Су-27 – из импортных российских деталей.
Но сегодня эта золотая жила для России иссякла, а для Китая только начинается.
После многолетней работы по копированию российских вооружений Китай достиг поворотного момента. Сейчас он может самостоятельно производить многие системы вооружений, включая самые современные истребители, такие как Су-27. Он также вот-вот построит свой собственный авианосец.
Китайские инженеры не только клонировали бортовое радиоэлектронное оборудование и РЛС Су-27. Они также оснащают свой самолет последним элементом этой технической головоломки – реактивным двигателем китайской постройки.
За последние два года Пекин не разместил в России ни одного крупного заказа.
А сейчас Китай к тому же начинает экспортировать значительную часть своего оружия, подрывая позиции России в развивающемся мире, что может привести к изменению баланса сил в ряде горячих точек нашей планеты.
Такое эпохальное изменение можно было буквально физически ощутить в российском павильоне во время состоявшегося в ноябре в южнокитайском городе Чжухае авиасалоне. Россия раньше была звездой на этом шоу, приводя зрителей в восторг выступлениями своей пилотажной команды «Русские витязи», демонстрируя истребители, вертолеты и транспортные самолеты, а также заключая контракты на многие миллиарды долларов.
В этом году она не привезла на выставку ни одного настоящего самолета – только горстку пластмассовых моделей, за которыми присматривало несколько десятков скучающих менеджеров по продажам.
Китай, в отличие от России, выставил на всеобщее обозрение и на продажу самую крупную партию своей военной техники. И почти вся она основана на российских технологиях и секретах производства.
Почетными гостями на этом авиашоу стали пакистанские летчики из пилотажной группы Sherdils. Они летали на самолетах российского происхождения, которые в настоящее время производят Пакистан и Китай.
«Мы в этих взаимоотношениях были старшими партнерами – а теперь превратились в младших», - говорит Руслан Пухов, входящий в состав Общественного совета при Министерстве обороны – гражданского консультативного органа военного ведомства.
То затруднительное положение, в которое попала Россия, является отражением ситуации со многими иностранными компаниями. Китай начинает конкурировать на мировом рынке, предлагая там свои современные поезда, энергетическое оборудование и прочую продукцию гражданского назначения, которая основана на технологиях, полученных на Западе.
Но в данном случае налицо дополнительный аспект, связанный с безопасностью. Китай разрабатывает системы вооружений, включая авианосцы и палубную авиацию, которые способны создать угрозу Тайваню и бросить вызов американскому контролю над западной частью Тихого океана.
Экспорт истребителей и прочего современного оружия из Китая также грозит изменением военного равновесия на юге Азии, в Судане и Иране.
Китай по своей военной мощи по-прежнему очень сильно отстает от США, которые намного опережают все остальные страны в области производства и экспорта вооружений. В период с 2005 по 2009 годы на долю КНР приходилось 2 % от общемирового объема продаж оружия, и Пекин занимал девятое место в мире среди экспортеров. Такие данные приводит Стокгольмский международный институт исследования проблем мира (Stockholm International Peace Research Institute - SIPRI).
Но после разгрома Японии в 1945 году ни одна азиатская страна не пытается проецировать свою военную мощь.
Быстрое освоение Китаем российских технологий вызывает вопросы по поводу сотрудничества США с гражданскими представителями китайской военной промышленности.
Китайская авиационная компания Aviation Industry Corp. (AVIC), например, строит истребители. Но она также производит новые пассажирские самолеты при помощи General Electric и прочих американских компаний из аэрокосмической отрасли. Представитель General Electric говорит, что его компания десятилетиями работает в партнерстве с зарубежными производителями двигателей и создала за это время «надежные меры защиты», обеспечивающие сохранение ее интеллектуальной собственности.
Могут возникнуть неприятные осложнения и для американской программы по созданию вооружений. В прошлом году Пентагон решил урезать финансирование F-22, который в настоящее время является самым современным в мире истребителем. Отчасти это было обосновано тем, что у Китая таких самолетов не будет еще как минимум 15 лет.
Но после этого заместитель командующего китайскими ВВС генерал Хэ Вэйжун (He Weirong) объявил о том, что в ближайшее время начнутся летные испытания китайской версии таких самолетов, которые будут введены в эксплуатацию «через 8-10 лет».
Разведывательное управление Министерства обороны США теперь говорит о том, что КНР понадобится «около 10 лет» для принятия на вооружение «в значительных количествах» истребителей, использующих технологии обеспечения малозаметности «стелс».
Тем временем, спор между Москвой и Пекином по поводу прав интеллектуальной собственности на такие системы вооружений может стать настоящим испытанием для их усилий по преодолению исторического соперничества и переходу к новой эпохе дружественных отношений.
«Мы в прошлом не уделяли достаточного внимания нашей интеллектуальной собственности, - заявил представитель российской военной промышленности, - а сейчас Китай даже создает нам конкуренцию на международном рынке».
Наиболее ярко это демонстрирует китайский истребитель J-11B, который, согласно утверждениям российских официальных представителей, является прямой копией одноместного истребителя Су-27, разработанного Советами в 70-е и 80-е годы в целях создания машины, равноценной американским F-15 и F-16.
До начала 90-х Москва не поставляла оружие в Китай из-за идеологического раскола, произошедшего в 1956 году. Раскол этот даже привел к кратковременным пограничным стычкам в 1969 году.
Но после распада Советского Союза Кремль отчаянно нуждался в твердой валюте. В 1992 году Китай стал первой страной за пределами постсоветского пространства, закупившей 24 самолета Су-27 и заплатившей за них 1 миллиард долларов.
Эта сделка стала огромной удачей для Китая, который в своих военных планах отказался от нападения на советские земли и хотел теперь реализовать территориальные притязания на Тайвань и территории, расположенные в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях.
Усилиям по модернизации ВВС и ВМС Китая мешало эмбарго США и Евросоюза на поставки оружия, введенное после подавления протестов на площади Тяньаньмэнь.
По словам западных военных представителей, китайцы осознали срочную необходимость программы модернизации своей армии после первой войны в Персидском заливе, когда Соединенные Штаты продемонстрировали свою подавляющую огневую и ударную мощь.
Прорыв в усилиях Пекина наступил в 1996 году, когда он заплатил России 2,5 миллиарда долларов за лицензию на сборку еще 200 Су-27, которая осуществлялась на предприятиях Shenyang Aircraft Company.
Соглашением предусматривалось, что в этом самолете, получившем название J-11, будет использоваться импортированное из России бортовое радиоэлектронное оборудование, радиолокационные станции и двигатели, и что его нельзя будет экспортировать.
Но, построив 105 таких самолетов, Китай в 2004 году неожиданно расторг этот контракт, заявив, что самолет уже не удовлетворяет его требованиям. Об этом говорят российские официальные лица и эксперты из военной промышленности.
Три года спустя российские опасения подтвердились, когда Китай показал по государственному телевидению собственную версию истребителя, назвав ее J-11B.
«Когда мы продавали лицензию, все знали, что они так поступят. Это был риск, и мы на него пошли, - говорит российский эксперт по китайской армии Василий Кашин. – В то время это был вопрос выживания».
J-11B практически идентичен Су-27, но Пекин заявил, что он на 90% китайский, и что в нем используется более современная китайская авиационная электроника и РЛС. Российский там только двигатель, сказали китайцы.
А теперь самолет оснащают и китайскими двигателями, о чем говорит заместитель президента AVIC Чзан Синьго (Zhang Xinguo) (в состав это корпорации входит Shenyang Aircraft).
«Нельзя сказать, что это просто копия, - заявляет он. – Мобильные телефоны все выглядят одинаково. Но технологии развиваются очень быстро. Даже если внешне все выглядит одинаково, то внутри не все одинаково».
J-11B поставил Россию перед трудным выбором – продолжать продажу в Китай оружия, рискуя при этом тем, что его будут клонировать, или прекратить поставки и лишиться своей доли на высокодоходном рынке.
Вначале Россия хотела прекратить переговоры о продаже Китаю истребителя со складывающимся крылом Су-33, который можно использовать на авианосцах.
Но затем она возобновила переговоры, хотя и отвергла китайское предложение о закупке всего двух машин, и настояла на поставке более крупной партии.
Официальная позиция холдинговой компании «Сухой» заключается в том, что она уверена в своем бизнесе в Китае.
Действительно, многие авиационные эксперты считают, что у AVIC есть проблемы с созданием китайского двигателя для J-11B с той же тягой и с той же долговечностью, что и у оригинального российского двигателя.
Компания «Сухой» полагает, что Китаю придется закупить Су-33 на российских условиях, поскольку Пекину трудно будет вовремя создать собственный палубный истребитель к моменту спуска на воду первых китайских авианосцев в 2011 или 2012 году.
Компания также надеется продать Китаю более современную версию Су-27 - машину Су-35, если у J-11B будут недостаточно хорошие характеристики.
«Мы просто надеемся, что наш самолет будет лучше, - говорит заместитель генерального директора «Сухого» Сергей Сергеев. – Одно дело – сделать копию ложки хорошего качества, и совсем другое – копию самолета».
Правительства России и Китая от комментариев по этому поводу отказываются.
Но в частном порядке российские представители высказывают опасения, что Китай в ближайшее время начнет массовое производство и экспорт современных истребителей – без российской помощи. С 2001 по 2008 годы Китай закупил российского оружия на 16 миллиардов долларов – это 40% от общего объема российских продаж.
Недавно на китайских военных вебсайтах были опубликованы фотографии, где показаны двигатели, установленные на J-11B и его модифицированном варианте - J-15, который будет использоваться на авианосцах.
Это еще больше усилило российские опасения по поводу того, что Китай просто скопировал Су-33, приобретенный в 2001 году на Украине. Этой информацией поделились российские эксперты по военной промышленности.
На прошлогоднем авиасалоне в Дубаи Китай впервые показал свой учебный самолет L-15. В июне Китай дебютировал на выставке вооружений Eurosatory, которая прошла во Франции.
В июле Китай впервые продемонстрировал за рубежом истребитель JF-17, разработанный совместно с Пакистаном. Произошло это на авиасалоне в британском Фарнборо.
В сентябре у Китая был один из самых крупных павильонов на выставке вооружений в Кейптауне.
«Они появляются на выставках вооружений, в которых прежде никогда не участвовали, - говорит эксперт по торговле оружием из SIPRI Симон Веземан (Siemon T. Wezeman). – Если 15 лет тому назад у них вообще ничего не было, то сегодня они предлагают сносную технику по разумным ценам».
Китай вызывает особый интерес у развивающихся стран. В частности, они интересуются относительно недорогим истребителем JF-17 с российским двигателем.
Кремль согласился на реэкспорт этого двигателя в Пакистан, поскольку там он торговлей оружием не занимался.
Но в прошлом году он пришел в ярость, когда бывшая советская республика Азербайджан начала переговоры о приобретении JF-17, о чем говорят знакомые с этой ситуацией люди.
Также в прошлом году китайские JF-17 и российские МиГ-29 конкурировали во время проведения тендера в Мьянме, которая в итоге выбрала русских, но заплатила меньше, чем они хотели.
В этом году две страны участвуют в тендере в Египте. Там Китай предложил JF-17 на 10 миллионов долларов дешевле, чем Россия свои Миг-29 стоимостью 30 миллионов долларов.
Это заставило Михаила Погосяна, возглавляющего компанию «Сухой» и компанию, производящую «МиГи», выступить с предложением о том, чтобы Кремль прекратил поставлять Китаю российские двигатели для JF-17.
Пока Кремль этого не сделал, однако российские представители в частном порядке говорят о возможности действий правового характера в том случае, если Китай будет увеличивать экспорт современных самолетов, подобных J-11B.
В прошлом месяце российское правительство выступило с новой законодательной инициативой о включении в соглашения о поставках оружия иностранным государствам положения о праве на интеллектуальную собственность.
Как сообщили знакомые с этой ситуацией люди, данный вопрос во время визита в Китай в октябре месяце поднимал и президент Дмитрий Медведев.
«Конечно, мы обеспокоены. Но мы также осознаем, что почти ничего не можем сделать», - говорит Пухов из Общественного совета при Министерстве обороны.
Отвечая на вопрос о том, какой бы он дал совет западным авиакосмическим компаниям, Сергеев из компании «Сухой» сказал: «Им следует помнить о том, какую продукцию они продают – гражданскую или двойного назначения. И крайне важно очень тщательно готовить договорную документацию».
Если Россию заботят проблемы интеллектуальность собственности, то другие страны обеспокоены вопросами безопасности. Программы по созданию вооружений, инициированные Китаем 20-30 лет тому назад, начинают приносить свои плоды, что может иметь серьезные последствия для регионального, а также глобального соотношения военных сил.
Ожидается, что J-11B будет использоваться в ВМС Китая в качестве фронтового истребителя, способного вести длительные боевые действия над всей акваторией Южно-Китайского и Восточно-Китайского морей.
Авианосцы и истребители J-15 еще больше усилят боевые возможности КНР по воспрещению американского вмешательства в конфликт из-за Тайваня, а также бросят вызов американскому контролю над западной частью Тихого океана.
Экспорт китайских вооружений может оказать свое воздействие на районы конфликтов во всем мире. В феврале Пакистан принял на вооружение первую эскадрилью из истребителей китайского производства, что может изменить соотношение сил с Индией.
К остальным потенциальным покупателям китайских истребителей JF-17 относятся Шри-Ланка, Бангладеш, Венесуэла, Нигерия, Марокко и Турция. Ранее Китай продал партию истребителей в Судан.
У США наибольшую озабоченность из числа возможных покупателей китайского оружия вызывает Иран. По данным российского Центра анализа мировой торговли оружием, в период с 2002 по 2009 годы Иран закупил у Китая вооружений на общую сумму около 260 миллионов долларов.
В июне КНР выступила за санкции ООН против Ирана, в том числе, за введение эмбарго на поставки оружия. Однако Тегеран по-прежнему пытается добиться заключения сделок на продажу китайских истребителей и прочих систем вооружений.