Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия и Китай укрепляют связи

Москва стремится повысить свое влияние в регионе засчет усиления связей с Пекином

© коллаж ИноСМИкитай россия
китай россия
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Предстоящий уход американских войск из Афганистана создаст в Средней Азии вакуум силы, который очень захотят заполнить как Россия, так и Китай. Китай невероятно силен в экономическом плане, а у России — давние политические и культурные связи с территорией своей бывшей империи.

Предстоящий уход американских войск из Афганистана создаст в Средней Азии вакуум силы, который очень захотят заполнить как Россия, так и Китай. Китай невероятно силен в экономическом плане, а у России — давние политические и культурные связи с территорией своей бывшей империи. Но ни одна, ни другая сторона не хочет вступать в противоборство из-за сфер влияния в подобие «Большой игры», потому что Москва и Пекин параллельно с этим хотят еще и укреплять сотрудничество в области энергетики.

Как же в таком случае Россия сможет консолидировать и расширить свое влияние на собственном «заднем дворе», не обидев Китай? Секретное оружие России — это Виктор Иванов, бывший коллега Владимира Путина по работе в ленинградском КГБ, он и сейчас дружен с премьер-министром. Официально Иванов возглавляет в России управление по борьбе с наркотиками. Но негласно он уполномочен Путиным начать сотрудничество с Китаем в области обеспечения безопасности в неофициальном порядке.

В конце ноября Иванов побывал в Пекине и Урумчи — столице населенной преимущественно мусульманами провинции Синьцзян (ранее — Китайский Туркестан) — во главе делегации органов безопасности, с целью ведения переговоров о совместной борьбе против наркотиков в региональном масштабе. Но, как сказал Иванов, общаясь с NEWSWEEK, — «реальная причина моего приезда в Китай — это активизация полузабытой и плохо работающей Шанхайской организации сотрудничества». ШОС была основана в 2001 году, в ней состоят Китай, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан, и она представляет собой связанную не очень тесными обязательствами в области безопасности конфедерацию, которую Россия очень активно старалась преобразовать в альянс наподобие НАТО. По словам Иванова, ШОС в ее новом обличье могла бы иметь «существенный вес на международной арене, в том числе в форматах “большой восьмерки ” и “двадцатки”».

Китайцы, похоже, готовы с радостью с этим согласиться.

«Чем скорее ШОС станет альтернативой войскам НАТО в регионе, тем лучше, — сказал старший специалист по изучению России в Китайском институте современных международных отношений Ван Лицзю. — У НАТО было почти десять лет, чтобы показать какие-то позитивные результаты... Теперь пора начать действовать ШОС».

Две гигантские азиатские страны, однако, явно ждут от ШОС разных вещей. Для Китая альянс станет удобным средством смягчить «навязчивую стратегию окружения и удушения Америки», как выражаются в Академии военных наук КНР. Для России же организация станет средством сохранения за собой политического влияния в Средней Азии. Кроме того, ШОС может стать фундаментом для альтернативного центра силы в Азии со своим собственным банком развития (он уже выделил свыше 10 миллиардов долларов на спасение банковских систем государств ШОС) и собственными силами быстрого реагирования. А в Москве надеются, что ШОС станет платформой, через которую они смогут влиять на ход мысли китайских стратегов и формировать программу региональной безопасности.

«Мы надеемся вложить в умы китайцев идеи русских», — сказал директор Института регионального развития и демографии (Москва) Юрий Крупнов.

Стратегия Москвы заключается в том, чтобы найти как можно больше опасностей, угрожающих одновременно и России, и Китаю, и объединить свои силы с Китаем, чтобы вместе бороться с ними. Москва очень осознанно выстраивает сценарий будущего широкомасштабного сотрудничества в области обеспечения безопасности. В Средней Азии они решили начать с совместной борьбы с наркотиками. А дальше, как предлагает Иванов, — «Россия и Китай, воспользовавшись общей проблемой наркотиков, должны объединенными усилиями стабилизировать обстановку в Пакистане». Иванов считает, что вместе Россия и Китай смогут не позволить «США разместить там свои ракеты».

Все это, конечно, громкие заявления, они больше говорят о размахе амбиций России, чем о ее реальном влиянии. Но вполне понятно, что Россия хочет сохранить за собой место одного из самых влиятельных участников игры в Азии, пусть даже ее экономика гораздо слабее китайской. Несмотря на то, что ВВП России вчетверо меньше, чем у Китая (1,2 триллиона долларов против 5 триллионов), в Москве достаточно хорошо соображают, чтобы понять, что лучший способ обогатиться — это дружить с сильными.