Высылать отдельного иностранного гражданина за шпионаж крайне необычно. Подобные инциденты в большинстве случаев подразумевают высылку сразу целого ряда предполагаемых агентов. Классический примеры этого – операция «Фут» 1971 года, в ходе которой чемоданы пришлось собирать 105 российским дипломатам, или высылка из Лондона большей части резидентуры КГБ после того, как ее глава Олег Гордиевский стал перебежчиком.
Дело в том, что, если спецслужбе повезло выследить предполагаемого иностранного агента (такое происходит не слишком часто), выслать его – значит просто позволить противнику прислать на его место кого-нибудь другого, после чего охоту придется начинать заново. Поэтому обычно за разоблаченным агентом устанавливают плотное наблюдение, чтобы узнать как можно больше о его методах действия, контактах, маршрутах – и, разумеется, о наличии в стране других агентов. Наконец, когда вся возможная информация собрана, можно арестовывать всех подозреваемых сразу и отправлять их на родину.
Однако в случае Кати Затуливетер, МИ5, видимо, предпочла высылку из-за того, что она, скорее всего, – агент другого типа. С учетом ее возраста и образования, я сомневаюсь, что она - специально подготовленная разведчица, которую направили на Запад. Скорее, перед нами человек, получивший доступ к полезной информации просто по ходу карьеры. Контрразведчики подозревают, что во время одного из визитов на родину с ней на контакт вышли представители СВР (российской службы внешней разведки) и спросили, «не хочет ли она им помочь».
Это несколько напоминает дело другой предполагаемой русской шпионки Анны Чапман. В целом так делают все спецслужбы. Именно таким образом начал свою шпионскую деятельность романист Дэвид Корнуэлл (David Cornwell), он же Джон Ле Карре (John Le Carré), который выполнял для МИ5 некоторые простые поручения в Берне еще до того, как официально прошел подготовку и стал кадровым сотрудником разведки.
Затуливетер никогда не делала секрета из своего происхождения. Судя потому, что ее неоднократно допрашивали, она явно уже некоторое время находилась под подозрением. Британский Центр правительственной связи (GCHQ) внимательно следил за всей ее деятельностью, в том числе в интернете, и должен был заметить любые признаки контактов с СВР. Все это, в сочетании с жалобами таких членов парламента, как глава межпартийной парламентской группы по России Крис Брайант (Chris Bryant), вероятно, сыграло свою роль. При этом оставлять ее на свободе большого смысла не было – если она была шпионкой, то явно не из самых важных.
У этого дела есть еще одна интересная сторона. Мне известно, что сейчас и МИ5, и SIS (также известной как МИ6) приходится нелегко. Судя по опубликованным WikiLeaks документам, SIS признает, что она не сумела в должной мере воспользоваться представившимися в 1990-х годах шансами и проникнуть в российские спецслужбы.
Кроме того, в результате переориентации МИ5 на борьбу с терроризмом русские и китайцы стали свободно действовать в Лондоне на уровне эквивалентном уровню холодной войны, если его не превышающем. Интересно, что в деле сотрудника GCHQ Гарета Уильямса (Gareth Williams), погибшего в этом году при подозрительных обстоятельствах, наиболее многообещающие версии связаны с Россией и с одной из британских разведывательных операций. При такой обстановке неудивительно, что Затуливетер ждет высылка – тем паче, если учесть нелюбовь к ней некоторых государственных чиновников.
Однако есть один аспект, в котором это дело предстает серьезным промахом британских спецслужб. Им следовало бы постараться не поднимать вокруг этого дела шумихи, чтобы не провоцировать российское правительство на ответные действия. Именно для этого МИ5 и SIS содержат свои управления по работе со СМИ. Однако сейчас это дело вышло на первые страницы газет, и существует серьезная опасность того, что русские сочтут его уроном для своей национальной чести.
Британское разведывательное присутствие в России и так сильно пострадало из-за высылки дипломатов в 2006 году после убийства Александра Литвиненко. Еще одна такая высылка может просто стать катастрофой. Разумеется, наше правительство будет протестовать, и в ответ тоже вышлет из Британии соответствующее количество дипломатов, однако, так как агентов СВР и ФСБ в Лондоне примерно в 10 раз больше, чем агентов SIS в России, эту битву мы определенно проиграем. Если русские используют эту историю как повод для ссоры, избавление от одного второстепенного предполагаемого агента может обойтись Британии очень дорого.