Это самый крупный отдельный пример поддержки США безопасности Польши на ее территории. Однако ставшие в результате утечки достоянием общественности документы свидетельствуют о том, что батарея ЗРК Patriot, размещенная на северо-востоке страны, лишена одного важнейшего компонента – боевых ракет.
В мае этого года американцы, наконец, стали осуществлять ротацию ракет, размещенных на базе в Моронге (Morag), которая находится недалеко от Калининграда – российской территории, расположенной в балтийском регионе между Польшей и Литвой. В течение двух лет польский премьер-министр, министры иностранных дел и обороны представляли публике комплекс Patriot как значительный вклад в укрепление национальной противоздушной обороны (против России).
И когда американцы в конце 2008 года сообщили им, что ракеты не будут боевыми, по крайней мере на начальном этапе, раздраженные и недовольные поляки заявили, что они ожидали получить настоящее оружие, а не «цветы в горшках», подчеркивается в опубликованных документах.
Но даже поляки не знали всей правды. В феврале прошлого года посол США Виктор Эш (Victor Ashe) направил следующее сообщение в Вашингтон: «Польские официальные лица не в полной мере информированы о планах и намерениях Соединенных Штатов относительно предполагаемой ротации батареи Patriot, однако у них действительно имеются ожидания – некоторых из них наивны, другие – тактического плана».
«Это удачный момент для того, чтобы подчеркнуть наиболее существенные расхождения во взглядах между нами и поляками. Полякам не сообщили о том, что в ротации будут участвовать батареи без боевых ракет, то есть не только ротация на начальной фазе не будет оперативной, но она также не будет оперативной и, конечно же, она не будет интероперабельной (interoperable) на всех этапах реализации существующих у нас планов. Для поляков это будет вопросом, связанным с основными определениями: можно ли считать это батареей Patriot, если у нее нет боевых ракет?
«Поляки думают, что батареи Patriot со временем будут не только операбельными, но и интероперабельными, и таким образом противовоздушная оборона Польши будет укреплена».
Поляки также рассчитывали на то, что размещенные батареи Patriot будут обслуживать на постоянной основе 110 американцев, тогда как Соединенные Штаты планируют иметь там всего 30 человек.
Только в ноябре прошлого года Вершбоу (Vershbow) прямо заявил полякам о том, что установки Patriot «будут использоваться только для обучения и боевой подготовки».
Американцы еще посыпали соль на польские раны, подчеркнув, что «батареи Patriot никогда не будут действующими… Было ясно заявлено, что обучение будет ограничено получением самых общих сведений в соответствии с существующими ограничениями на разглашение данных, если только поляки не решат купить системы Patriot».
Хотя публично польское руководство продолжает подчеркивать, что ракеты Patriot занимают центральное место в национальной обороне, в частных беседах высокопоставленные официальные лица говорят только об их «политическом значении».
«(Польский министр обороны) Клих (Klich) больше не повторяет требований правительства о том, чтобы ротация батарей Patriot была интегрирована в польскую систему противовоздушной обороны и включала бы в себя «боевые» ракеты, как он это делал на встрече, состоявшейся на прошлой неделе».
Станислав Коморовский (Stanislav Komorowski) - заместитель министра обороны, бывший посол в Лондоне и основной участник переговоров - за месяц до прибытия батарей Patriot погиб при крушении самолета в Смоленске в России вместе с многими другими представителями польской элиты.
В ноябре прошлого года он признал, что «вклад установок Patriot в противовоздушную оборону Польши является минимальным, хотя он и важен в символическом плане».