Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Почему Запад становится более слабым

После саммита в Астане мы поняли, что нужно закрыть ОБСЕ

© POOL / Перейти в фотобанкСаммит ОБСЕ в Астане
Саммит ОБСЕ в Астане
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ввиду бури, вызванной разоблачениями WikiLeaks, можно было предвидеть, что встреча ОБСЕ в Казахстане провалится. Президент Медведев предложил идти дальше, думая о новых объединениях, которые позволили бы окончательно перейти от однополюсного мира к многополюсному. То, что встреча состоялась в Казахстане, первом государстве из бывшего СССР, которое вошло в клуб, представляет для Москвы и угрозу, и возможность.

Ввиду бури, вызванной разоблачениями WikiLeaks, можно было предвидеть, что встреча ОБСЕ в Астане, в Казахстане провалится. Проблема заключается в том, что «массовые» международные организации, подобные ОБСЕ (в нее входят 56 стран), заканчивают тем, что с течением времени каждый раз начинают воспроизводить одни и те же высокопарные заявления о принципах, лишенные всякой связи с действительностью.

ОБСЕ была создана, чтобы гарантировать безопасность и защищать права человека вслед за диалогом с Советским Союзом во времена Хельсинских соглашений. Но война в Югославии, Чечня, русское вторжение в Грузию в 2008 году показали, что результаты деятельности организации разочаровывают. Создание расширенного двойника НАТО с идеей идеологического, а не только военного проникновения Альянса на Восток по прошествии времени оказалось обоюдоострым оружием.

Россия по нарастающей бойкотировала деятельность организации, членом которой она является, и которая ей благоприятствовала косвенным образом (смотри поведение наблюдателей ОБСЕ в Грузии). Президент Медведев предложил идти дальше, думая о новых объединениях, которые позволили бы окончательно перейти от однополюсного мира к многополюсному. Тот факт, что встреча состоялась в Казахстане, первом государстве из бывшего Советского Союза, которое вошло в клуб, представляет для Москвы и угрозу, и возможность.

Запад сделал еще один шаг в сторону Азии, но казахский председатель ОБСЕ, ставший в этом году одним из постоянных гостей Североатлантического  совета, остается все-таки пятидесятилетним человеком, сформировавшимся в коммунистическом университете и до недавнего времени получавшим высокие посты от секретаря КПСС Горбачева. Это лучший выбор человека, чтобы гарантировать необходимое равновесие власти, синоним неподвижности внутри организации. «Замороженные» конфликты, как их называют, таковыми и останутся, не войдя в окончательный текст заявления, принятого на саммите. Эта встреча в Астане не дала триумфальных результатов, ожидаемых казахстанским президентом Назарбаевым.

Если ОБСЕ заслуживает закрытия, то в этом есть и вина американцев, которые сегодня жалуются на союзников, в то время как сами годами терпели склонность некоторых европейских государств к диалогу с Москвой, а также российское проникновение в его старые зоны влияния и на рынки Европейского союза. Раздражение Клинтон, ставшее известным благодаря WikiLeaks, не очень понятно, если подумать о политике «перезагрузки», начатой Вашингтоном с приходом Обамы, о неуверенности и ошибочных шагах, предпринятых его администрацией в деле атомного разоружения, в грузинском вопросе. То, что число наблюдателей ОБСЕ на последних выборах в России, следящих за их правильностью, значительно сократилось, является тревожным фактом

Американский представитель ОБСЕ — такой человек как Чак Хэйгел, сенатор-республиканец и нынешний председатель Совета НАТО. Хэйгел в этом году сделал очень много, чтобы распространить данные анализа по евроазиатской безопасности, по стабилизирующей роли Казахстана в зоне (например, если бы он повернулся лицом и помог соседней Киргизии,  раздираемой кровавой гражданской войной). Сенатор работал с ведома администрации Обамы по поводу повестки дня саммита в Астане, критикуя Белый дом, когда кто-то попытался возразить, что прежде чем признать законность власти богатого Назарбаева, нужно сначала разрешить проблему «дефицита свободы», которая грозит стране.

В общем Хэйгел не является сторонником неоконсерватизма. Непримиримый противник президента Буша внутри республиканской партии, он всеми силами противостоял войне в Ираке, сравнивая ее с войной во Въетнаме. Он убежден, что еще слишком рано давать оценку деятельности Обамы. ОБСЕ представляет хороший трамплин для его реалистичной политики с легким изоляционистским оттенком. Хэйгел представляет образец политика-миротворца. Его идеи восходят к советнику Буша старшего Скроуфорту (Scrowfort) и старому Генри Киссинджеру и заключаются в том, что противников можно усадить за стол переговоров. Но коммунизм был побежден другим путем, в результате битвы идей и пропаганды, которая на первый план выдвигала права человека, свободу слова, свободу вероисповедания, «неприкосновенные западные ценности».

Встреча ОБСЕ состоялась после одиннадцатилетнего перерыва  в Казахстане, стране, где коммунистический режим превратился в авторитарную демократию, в которой нелояльные к правительству журналисты попадают в тюрьму. И именно здесь был проведен новый саммит ОБСЕ. Мы считаем, что вряд ли найдутся люди, которые возразят против требования закрыть ОБСЕ, деятельность, которой на Востоке заблокирована «вето» Москвы, а на западе «реализмом» американской школы. Без трибуны ОБСЕ, что делали бы бояре, вышедшие из советского коммунистического прошлого? Благодаря их растущему экономическому влиянию они умело используют слабости, разобщенность и равнодушие глав западных государств для личных выгод, добиваясь одобрения.