Это можно увидеть где угодно — хоть в Багдаде, хоть в Токио, хоть в Москве. Каждый день в каждом крупном городе мира можно наблюдать одну и ту же картину — как вереница броневиков выезжает из аэропорта со своим драгоценным грузом.
Из всех импортируемых из США товаров один неизменно пользуется в мире огромным спросом — стодолларовые купюры.
У нас в Арлингтоне «бенджамин», или «бен», нравится далеко не всем.
Вот и хозяин лавки по соседству недавно повесил объявление, уведомляющее «уважаемых покупателей», что стодолларовые купюры «к оплате больше не принимаются».
Но за пределами США их не просто принимают — их встречают с распростертыми объятиями.
В самых разных странах мира рассказывают один и тот же анекдот:
Человек приезжает из Ирака (России, Индии… — нужное подчеркнуть) в Америку, звонит домой и радостно рассказывает родственникам, что «в Америке доллары точно такие же, как у нас, только народ тут очень бедный — ни у кого нет сдачи со ста долларов».
В горах Афганистана или в пустынях Йемена могут недолюбливать американских солдат или американские беспилотники, но Бенджамин Франклин там неизменно пользуется популярностью, и никого не смущает его американское происхождение.
Министерство финансов США прекрасно отдает себе отчет в том, насколько велик спрос на его продукцию. Оно даже украсило здание своего Бюро по выпуску денежных знаков в центре Вашингтона огромными изображениями новых купюр, которые скоро должны поступить в обращение.
Огромные плакаты с портретами разных президентов США пользуются огромной популярностью у туристов из Азии, которые в обязательном порядке фотографируются на их фоне.
Ненавязчивая реклама даже не нуждается в переводе. Рядом с изображением красуется одна-единственная фраза: IT’S COMING.
Но — не тут-то было.
Вечером 6 декабря телеканал CNBC передал сенсационную новость, которая осталась практически незамеченной в самих США, но, скорее всего, вызовет бурную реакцию во всем остальном мире.
«По данным CNBC, в процессе производства новых высокотехнологичных стодолларовых купюр вскрылся серьезный дефект, из-за которого производство банкнот было приостановлено, а миллиард с лишним уже напечатанных купюр был законсервирован в огромных хранилищах в Форт-Уэрте и Вашингтоне… Осведомленные источники сообщают, что напечатан 1.1 миллиарда бракованных купюр».
Ну и дела!
Фактически это означает, что 110 миллиардов долларов, которые в феврале должны были поступить в обращение по всему миру, теперь придется уничтожить и напечатать заново — и то только в том случае, если удастся быстро определить, чем вызван сбой, приведший к настолько серьезным последствиям.
Вся эта история случилась в самый неподходящий момент. Федеральный резерв только что выпустил в обращение еще 500 миллиардов долларов в рамках своей политики «количественного смягчения» несмотря на жесткую критику со стороны практически всех остальных стран, которых беспокоит тенденция к обесцениванию доллара.
Но это были виртуальные доллары.
Реальные, напечатанные на бумаге доллары, которые бережно хранят в надежном месте и арабские шейхи, и русские бабушки, — тоже не мелочь.
По оценкам Министерства финансов США, наличная стоимость всех долларовых купюр, находящихся сегодня в обращении по всему миру, составляет приблизительно триллион долларов. Примерно две трети этой суммы приходится на стодолларовые купюры.
Злополучные купюры нового образца должны были стать первыми, на которых красовалась бы подпись назначенного Обамой министра финансов Тима Гейтнера.
Все-таки не везет нынешней администрации США с деньгами…