Совместное предприятие между "Нафтогазом Украины" и российским "Газпромом", похоже, состоится. Причем даже не одно, а целых два. Утечка информации о намерениях произошла традиционно - соответствующее заявление сделала достоянием гласности Москва - и больше напоминал давление со стороны российских партнеров на своих украинских коллег. Точнее, переведение дискуссии в публичную плоскость - лишь бы друзьям-коллегам было тяжелее противостоять инициативам Кремля.
"Газпром": игра на опережение?
Одно из совместных предприятий будет заниматься добычей шахтного метана, другое - разработкой черноморского шельфа в районе так называемой "структуры Палласа". Доказанные запасы "Палласа" оценивают в 157 млрд. кубометров газа и 40 млн. тонн нефти с конденсатом. Площадь территории составляет 162 квадратных километра. Правительство Украины в начале января 2010 года передало этот участок - без аукциона (!) - "Нафтогазу Украины". Лицензия выдана на 30 лет. Глубина залегания пластов составляет от 3 до 5,2 тысячи метров.
Другое направление деятельности - шахтный метан - также весьма и весьма перспективно. Еще предыдущий Премьер-министр Юлия Тимошенко в феврале 2009 года заявила, что только в Донецком бассейне его залежи составляют 11,5 трлн. кубических метров. Ныне этот вид топлива добывают небольшие компании, связанные, по некоторым данным, с некоторыми нардепами и государственными чиновниками. Тем не менее, уже проявили готовность работать с ним и большие компании. Среди последних - "Индустриальный Союз Донбасса", который ранее принадлежал группе украинских олигархов во главе с Сергеем Тарутой, Виталием Гайдуком и менее публичным Олегом Мкртчаном. Первого из них считали приближенным к Юлии Тимошенко, и после победы на выборах оппонента Юлии Владимировны бизнес у него стал пробуксовывать. Настолько, что "ИСД" перешел в сферу влияния российского "Внешэкономбанка".
Еще одна компания, которая интересовалась донецким подземным газом, - международная корпорация "ТНК-ВР". Также с российскими корнями. Итак, не исключено, что активизация со стороны россиян относительно ускорения передачи им запасов метана является своеобразной игрой "Газпрома" на опережение и элементами конкуренции российской бизнес-элиты.
По крайней мере, ни одного из украинских интересов такая схема не учитывает в принципе. Ведь, по мнению экспертов, никакие совместные предприятия для добычи шахтного метана не нужны вообще, а наша добывающая область после ее правильного реформирования способна реализовывать подобные проекты самостоятельно - с привлечением кредитов и новейших технологий. Не удивительно, почему пресс-релизы "Нафтогаза" и российского монополиста звучат настолько по-разному. Если "Газпром" употребляет термин "стороны договорились", то Минтопэнерго считает, что стороны всего лишь "обсудили вопрос создания СП". Без конкретных последствий.
"Это хуже даже, чем "харьковская капитуляция"
Но если учитывать, что это далеко не первый пример, когда украинцы узнают о деятельности собственных министров по сообщениям из Москвы, то экспертная среда начала бить в набат. Если договоренности о создании двух совместных предприятий между НАК "Нафтогаз Украины" и "Газпромом" для добычи газа в Украине будут реализованы, то впервые иностранная компания будет допущена к освоению национальных природных ресурсов, заявил экс-уполномоченный Президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский. "Такого еще не было за все годы Независимости. Предыдущие президенты и правительства не допускали иностранцев в освоение стратегических естественных запасов, которые, по Конституции, принадлежат народу, а не отдельным, даже очень высокопоставленным временным вельможам. Такое практикуют, как правило, марионеточные правительства, например в Африке. Но не в цивилизованной Европе", - сказал эксперт. На убеждение Соколовского (изложение его заявления публикует сайт "Нашей Украины"), такие СП для российской стороны являются удобными проектами, а для Украины - губительными.
По мнению аналитика, для украинского народа их последствия будут намного худшими, чем печально известные газовые контракты от 19 января 2009 года вместе с харьковскими соглашениями и проблемами "Росукрэнерго". В результате создания таких СП энергетическая, а значит, национальная безопасность нашего государства ослабится в пользу России. "Москва уже сейчас доминирует над процессом, даже по формальным признакам. Это видно хотя бы потому, что 1 декабря в этом году с официальным представителем Украины - министром топлива и энергетики - переговоры относительно СП вел не российский министр, а руководитель компании, который не имеет государственного статуса. Очевидно, что таким образом Москва унижает министра суверенного государства, с одной стороны, а с другой - избегает государственной ответственности за будущие последствия, - подчеркнул Соколовский. - Но власть вместо того, чтобы этим заниматься, пошла другим путем - раздавать народные богатства. Таким образом, она показала свою безответственность перед украинским народом и невозможность выполнять свои функции".
Компетентно
"Газпром", наверно, шутит
"Стороны уже старались освоить "структуру Палласа" в 2007 году, - утверждает эксперт Института энергетических исследований Юрий Корольчук. - Тем не менее, дальше подписей дело, как водится в Украине, не пошло. Это и не удивительно, ведь только для начала работ надо было израсходовать 12 млрд. долларов. Предполагалось, что половину суммы внесет "Нафтогаз", а остальное - инвестор: ООО "Газфлот", который представлял собой российский "Газпром". Хотя у "Газфлота" три года назад, как, кстати , и сегодня, не было ни развитого филиала на Черноморском побережье, ни возможности найти необходимые финансовые ресурсы. Если же СП относительно "структуры Палласа" оформят юридически, то "Нафтогаз" должен получить, по меньшей мере, 60%. Хотя при аппетитах и авторитете "Газпрома" тяжело вообразить, что он уступит нам даже половину".
Но главное, подчеркивает эксперт, не до конца понятно, стоит ли того дело. Ведь каждый год с территории можно будет добывать 6 млрд. кубометров газа и 2,5 млн. тонн нефти. "Это не так уж и много. Особенно при подобной неопределенности с условиями, - говорит Корольчук. - Не следует забывать также о невозможности глубоководного бурения - как со стороны "Нафтогаза", так и "Газпрома".
Не совсем логично выглядит участие российского газового монополиста и в добыче метана газа на нашей территории. "Газпром" только в нынешнем году начал первый подобный проект на шахтах Кузбасса и Кемеровской области, - утверждает Корольчук. - Честно говоря, маловато опыта для создания международных СП". Тем паче, что добывать шахтный газ можно только при условии параллельной добычи угля. В среднем с одной тонны породы "выходит" только 6 кубов газа. "Соответственно, цена такого топлива является довольно высокой", - говорит эксперт.
Перевод: Антон Ефремов