Посол США Джон Байерли (John Beyrle) осудил публикацию засекреченных донесений дипломатов как преступление, но в то же время твердо верит, что удар, нанесенный специализирующимся на разоблачениях сайтом WikiLeaks, не повредит его работе над «перезагрузкой» российско-американских отношений.
«Это преступление. Конфиденциальные сведения украдены у правительства США и затем опубликованы», — сказал Байерли во вторник. По его словам, администрация приняла меры, чтобы «ничего подобного не случилось впредь», и рассматривает юридические сценарии решения проблемы.
Байерли давал интервью газете Moscow Times в посольстве США всего за несколько часов до того, как основатель сайта WikiLeaks Джулиан Ассанж был арестован в Лондоне по выписанному в Швеции ордеру на арест за сексуальные домогательства.
Посол сказал, что можно не очень беспокоиться из-за перспектив срыва работы дипломатов публикацией откровенной переписки между представительствами США и Вашингтоном, так как за последние двести лет суть дипломатии мало изменилась и в будущем тоже не изменится.
«Дипломаты — это как специальные корреспонденты. ... Наша работа — пытаться понять, что происходит в стране нашей аккредитации, и сообщать об этом в Вашингтон таким образом, чтобы это помогало Вашингтону принимать хорошие и надежные политические решения», — сказал он, добавив к этому, что иногда для этого требуется «класть на стол наши собственные оценки».
Также Байерли сказал, что «по-настоящему сожалеет», что из-за некоторых сделанных им откровенных высказываний кто-то оказался в опасности, но России это, по его словам, не касается.
Перейдя на несколько более оптимистичный тон, посол сказал, что утечки, возможно, прольют на его работу некоторый позитивный свет.
«В чем-то это поможет людям лучше оценить работу дипломатов, в особенности американских дипломатов», — сказал он.
В опубликованных на данный момент пятидесяти семи донесениях из московского посольства содержатся могущие создать неловкое положение выражения, в частности, говорится, что президент Дмитрий Медведев по-прежнему играет роль «Робина» при «Бэтмене» Путине и что первая леди Светлана Медведева вызывает трения внутри правительства.
Байерли отказался от обсуждения содержания каких бы то ни было донесений. Но он похвалил российские власти за реакцию на утечки.
«Мы были обрадованы официальной реакцией, которую услышали от российских коллег. Думаю, лучше всех высказался министр иностранных дел Лавров: „Надо делать выводы на основе действий, а не на основе слов“».
По его словам, важно смотреть в будущее и продолжать работать над «перезагрузкой» отношений с Москвой, запущенной администрацией президента Барака Обамы.
«Если посмотреть на результаты, достигнутые нами за последние два года развития российско-американских отношений, то окажется, что они довольно значительны и довольно позитивны», — сказал он.
Посол абсолютно уверен, что надежды Обамы на ратификацию Сенатом нового договора о ядерном разоружении СНВ еще до конца года оправданы, хотя республиканцы сейчас еще активнее высказываются против.
В результате ноябрьских выборов в Конгресс в январе расклад сил в Сенате изменится, и представительство демократов сократится с 57 до 51 человека из ста. Для ратификации договора же необходимо как минимум 67 голосов.
Байерли «крайне резко» отвергает все предположения, что Обама — «уходящий» президент, так как его администрация лоббирует в Конгрессе на десятках слушаний и брифингов.
«Мы продолжаем общаться с сенаторами на тему их конкретных проблем и отвечаем на вопросы, чтобы голосование производилось на основе всей имеющейся информации и в условиях полной прозрачности», — сказал он.
Байерли считает, что «перезагрузка» отношений с Москвой должна продолжаться, потому что она «приносит результаты».
«В прошлом подобные договоры о разоружении всегда пользовались активной поддержкой обеих партий, — сказал он. — Мы уверены, что в конечном итоге еще в этом году мы получим очень хороший итог голосования в пользу ратификации договора СНВ в Сенате».
По словам Байерли, в 2009 году все усилия были сосредоточены на «восстановлении доверия и улучшении атмосферы отношений», а в 2010 году стали заметны и результаты: подписан СНВ, началось сотрудничество по Афганистану и «очень, очень тесная координация» деятельности по Ирану и Северной Корее.
Вашингтон занимается строительством системы противоракетной обороны, которая должна защитить США и их союзников от военных атомных проектов, которые, по его мнению, разрабатывают Тегеран и Пхеньян.
На саммите НАТО в Лиссабоне, состоявшемся в ноябре, Медведев согласился рассмотреть планы совместного создания пересмотренного проекта системы ПРО, ответственность за который возлагается на НАТО.
По словам Байерли, лиссабонский саммит стал «прорывом» в отношениях между НАТО и Россией, потому что на нем альянсом стран Запада была принята новая стратегия, согласно которой Москва более не считается противником.
Байерли признал, что «существует масса вопросов, на которые на найдены ответы и которые касаются конкретной формы вклада России в систему ПРО». По его словам, однако, он не будет «заранее судить о каких-либо будущих дискуссиях».
«Мы готовы сделать так, чтобы вклад России бы осмысленным и уместным и служил дополнением к щиту безопасности, который мы намерены воздвигнуть», — сказал он.
Кроме того, Байерли сказал, что новое соглашение о регулировании усыновления российских детей почти готово и что работа над ним закончится или в этои году, илив начале следующего.
«Мы уже очень, очень близки к договоренности. По мере приближения к завершению всегда бывают такие слова и фразы, которые нужно очень точно выверить с участием обеих сторон», — пояснил он.
Кремль потребовал от США заключить договор об условиях усыновления, потому что в апреле одна американка отослала своего семилетнего приемного сына обратно в Россию на самолете без сопровождения, с одной запиской, что у него проблемы с психикой.
Из Госдепартамента сообщали, что обе стороны должны были закончить работу над текстом соглашения на пятом раунде переговоров, который состоялся на прошлой неделе.
Байерли не сомневается в том, что работа над договором будет завершена «если не в конце этого года, то в самом начале следующего», так как «обе стороны крайне заинтересованы в том, чтобы это произошло».
Медведев призвал заключить соглашение, по которому устанавливалась бы ответственность приемных родителей, перевозящих российских детей к себе в США, и создавалась система наблюдения за благополучием детей.
После 1991 года, когда распался Советский Союз, иностранцами (преимущественно американцами) было усыновлено свыше 60 тысяч российских детей. В 2009 году Россия заняла третье место в списке стран происхождения усыновляемых детей (всего, по данным Госдепартамента, было усыновлено 1 586 детей).
По словам Байерли, усыновления продолжаются, а новый договор обеспечит «более совершенную, чем в прошлом, процедуру проверки» как семьи, отдающей ребенка на усыновление, так и принимающей.