Евросоюз и Россия предпринимают еще одну попытку договориться о модернизационном партнерстве. Перспективы неоднозначные.
Российский президент Дмитрий Медведев прибывает в среду в Брюссель для участия в саммите Евросоюз-Россия. Этот визит проходит на фоне постепенно улучшающихся отношений.
Продолжающиеся экономические проблемы в России являются главной причиной, по которой Москва предпринимает попытку перезагрузки. Более дружелюбный международный климат, судя по всему, укрепил желание Москвы налаживать сотрудничество. Это уже было заметно в желании НАТО установить более тесные отношения с Россией. Страны-члены Евросоюза, со своей стороны, продемонстрировали более высокую степень единства, чем это было ранее.
В повестке дня саммита значится новое соглашение – «партнерство для модернизации», как это было решено на прошлой встречи в верхах, а также сотрудничество в области внешней политики. Переговоры об этом из-за конфликта по поводу вступления России в ВТО были заморожены в течение нескольких месяцев. Соглашение с Евросоюзом должно открыть для России путь в эту организацию уже в 2011 году.
Еще один важный пункт повестки дня – облегчение визового режима. Москва настаивает на этом. На предыдущей встрече в июне президент Медведев представил свой собственный план решения этого вопроса. Однако страны-члены Евросоюза колеблются, не желая делать России больше уступок, чем другим государствам этого региона.
Несколько заместителей министров посетили недавно Брюссель для того, чтобы прощупать почву относительно дальнейшего развития партнерства. Главной проблемой при этом остаются различия в толковании модернизации. Евросоюз понимает под этим обширную программу для проведения реформ, борьбу с коррупцией, а также более надежное обеспечение правопорядка. Тогда как Россия хочет обновить существующую систему с помощью денег и передачи технологий из Евросоюза.
Риторика и реальность
Трудно себе представить, каким образом при таких различиях в представлениях и подходах может быть достигнуто истинное партнерство. Президент Медведев неоднократно требовал положить конец беззаконию в России – прежде всего для того, чтобы привлечь иностранных инвесторов. Однако между риторикой и действительностью существует огромная пропасть.
В области внешней политики Россия сигнализировала о своем желании уменьшить конфронтацию и расширить сотрудничества с Евросоюзом. Отношения с Польшей улучшились, что частично связано со сменой правительства, частично с трагическим крушением самолета в Смоленске, частично с президентством Польши в Евросоюзе во второй половине 2011 года.
Разрешен многолетний пограничный конфликт с Норвегией. Россия также изменила свою политику в отношении Ирана, более активно поддерживая в этом вопросе позицию Евросоюза. Москва также пообещала более тесно сотрудничать в Афганистане. Разногласия продолжают оставаться по вопросу о выполнения соглашения о прекращении огня в Грузии, однако это больше не является препятствием для достижения прогресса в других областях.
Евросоюз поддержал инициативу федерального канцлера Германии Ангелы Меркель и предложил провести предметные переговоры по вопросам внешней политики. Предварительным условием для этого является изменение позиции Москвы в отношении Приднестровья. Пока никаких признаков этого не наблюдается.
Поэтому перспективы саммита представляются неоднозначными. Пока в России будет не будет правовой стабильности, пока не будет общих ценностей - не будет и настоящего партнерства на основе взаимного доверия.
Бывший вице-канцлер Эрхард Бусек является президентом Центра ЕС-Россия.