Париж - То, почему и как старцы из FIFA (мы не будем добавлять тут прилагательное «мудрый») решили, что Россия и Катар станут хорошими местами для проведения Чемпионатов мира 2018 и 2022 годов, возможно, навсегда останется тайной. Но по мере того, как идет время, выбор, который они сделали на прошлой неделе за закрытыми дверями, обретает все больший смысл.
Если бы они поступили логически, а так они не сделали, то они бы отправили Чемпионаты мира 2018 и 2022 в Англию и США. С уже построенными стадионами и всеобъемлющим опытом управления и продаж в области первоклассных спортивных мероприятий, страны, которые принимали первенства 1966 и 1994 годов, могли бы снова организовать чемпионаты сейчас, с минимальной суматохой и максимальной выгодой, которая потом принесла бы отдачу футболу, где бы то ни было.
Если бы FIFA хотела наградить страны за их достижения в спорте, она должна была бы присудить право на чемпионат Испании, ставшей в этом десятилетии, пожалуй, самой крупной спортивной державой, и Австралии. Спортсмены с другого конца света давно уже выступают на более высоком уровне, чем от них ожидают. Ровная и очень приятная Олимпиада в Сиднее в 2000 была очень классной - помните Кайли Миноуг на доске для серфинга? - так что и Чемпионат мира в Австралии, можно с уверенностью сказать, тоже стал бы настоящим шоу.
И если бы им не были чужды соображения бережливости, VIP-ы из FIFA отшатнулись бы от России и Катара, которым нужно будет вложить десятки миллиардов нефтедолларов, чтобы подготовится к одному лишь короткому месяцу футбола. Идея, что эти деньги можно было бы потратить лучшим образом, допустим, накормить голодных или раздать им футбольные мячи, судя по всему, не приходила в голову тем, кто только и делает, что то встречается на ватиканоподобных тайных совещаниях, то живет в пятизвездочной роскоши.
Тем не менее, по причинам, весьма далеким от спорта, Россия и Катар - все равно хорошие, и главное, самые интересные варианты.
Во-первых, Россия. После развала Советского союза, аналогичным образом развалилось и российское здравоохранение. По данным Всемирного банка, тем русским, которые рождаются сегодня, очень повезет, если они доживут хотя бы до 66 лет. Их продолжительность жизни на 16 лет короче, чем в Японии, которая проиграла заявку на Чемпионат 2022 года, и на 14 лет меньше, чем средняя продолжительность жизни по ЕС, страны-члены которого уже неоднократно проводили у себя крупнейшие футбольные первенства.
В стране, изображаемой в американской дипломатической переписке, ставшей достоянием гласности благодаря утечкам через WikiLeaks, как настоящее мафиозное государство, есть риск, что финансирование Чемпионата мира заодно наполнит карманы коррупционеров. А печально известная репутация России в плане свободы прессы не позволяет с оптимизмом предполагать, что копающиеся в грязном белье российские журналисты смогут благополучно сообщать обо всех должностных преступлениях.
Однако, если проведение первенства 2018 года приведет к тому, что больше молодых россиян станут играть и смотреть футбол, вместо того, чтобы предаваться своии пагубным привычкам, таким, например, как выпивка - это будет стоить того. Злоупотребление алкоголем, особенно среди мужчин, это извечное объяснение кризисной ситуации с состоянием здоровья россиян, отмечает Всемирный банк. Так что это будет благом, если футбол поможет появлению большего числа примеров здорового образа жизни, таких как Андрей Аршавин, форвард «Арсенала» и капитан российской команды, который не раз говорил, что именно спорт вытащил его из полной проблем юности.
В лице катарского первенства Ближний Восток получает долгожданные хорошие новости. Этим не стоит пренебрегать региону, который а) вечно ассоциируется с плохими новостями для большинства иностранцев, и б) не особо доволен тем фактом, что для сторонних Ближний Восток ассоциируется лишь с терроризмом, войной, религиозным экстремизмом и притеснениями женщин.
Если кубок 2022 года поможет отбросить застарелые заблуждения с обеих сторон, преодолеть разногласия и навести мосты над пропастью, которая столь ощутимо выросла со времен терактов 11 сентября, то это будет вполне стоящей причиной, чтобы вынести изнуряющую катарскую летнюю жару.
«Это одно из лучших событий, что случались в регионе за последние десять лет, - полагает профессор в области ближневосточной политики Лондонской школы экономики Фаваз Гергес, - теперь говорят уже не об «Аль-Каиде», не об израильско-палестинском конфликте, не о войнах в Ираке и Афганистане, а о футболе!»
Из-за этой заявки большинство из нас узнало, например, что Катар планирует организовать футбольную лигу для женщин уже к концу этого года. Команда катарских женщин впервые отважилась на участие в турнире восьми арабских стран в октябре этого года. Они не забили ни одного гола и пропустили 47 в трех играх против принимавшего первенство Бахрейна, Сирии и палестинской команды. Но как бы там ни было, это было только начало. Лолва Хусейн аль-Марри, генеральный секретарь катарского комитета, который занимается развитием женского спорта, рассказала мне по телефону о своих надеждах на то, что путешествие в 2022 изменит мнение других стран о Катаре и об этом районе мира в целом.
«Они думают, что мы идиоты, что мы не умеем думать. Но у нас есть мозги. Они думают, что мужчины контролируют нас. Но это меняется, - сказала она, - они думают, что мы все еще ездим на верблюдах и живем в песках. Так что я рада, что времена меняются, и они увидят вещи такими, каковы они на самом деле».
Странные вещи говорились и жуткие дела творились исламскими экстремистами, полагающими, что настоящие мусульмане не должны терять время на футбол.
Исламистская милиция в Сомали убила двух человек, разгоняя толпу подростков, смотревших трансляцию игры Германии с Италией на Чемпионате мира 2006 года. Фетва, или религиозное постановление, опубликованное в саудовской газете Al-Watan в 2005, также провозгласило, что мусульмане не должны играть в футбол, в соответствии с установленными правилами, «так как это путь неверных», как гласит перевод, предоставленный вашингтонским Институтом исследований прессы Ближнего Востока (Middle East Media Research Institute). Оно обусловило, что мусульмане не должны использовать такие термины как «гол», «фол» или «угловой», и играть в игру по 11 человек с каждой стороны, как делают «неверные, иудеи, христиане и особенно подлые американцы».
Когда миллионы арабов соберутся у своих телевизоров в 2022 году, чтобы приветствовать Чемпионат мира у себя во дворе, остальному миру станет совершенно ясно, насколько ж маргинализированы все эти экстремистские зануды, насколько далеки они от народа.
Мыслили ли члены исполкома FIFА так глубоко, делая свой выбор? На самом деле, вряд ли. Скорее, катарское и российское нефтяное изобилие, и перспективы для FIFA провести свой флагманский, и очень денежный турнир на еще не исследованных рынках - вот что мотивировало голосовавших и ослепило их так, что они не заметили рисков - коим в случае Катара является жара, а в случае обеих этих стран, необходимость огромных строительных работ.
Но как бы там ни было, FIFA выбрала наиболее интригующую из всех претендентов пару.