Борьба с коррупцией уже давно стала визитной карточкой современной Грузии. Пожалуй, ни одна заметка иностранных журналистов или же путешественников не обходится без упоминания того, что в Грузии практически нет поборов и взяток, так свойственных окружным нам государствам.
В самой Грузии уже давно забыли, что это такое - коррупция, некогда проевшая самый фундамент жизни грузинского общества, и люди воспринимают как нечто само собой разумеющееся, что полиция - это помощь и защита, а государственный чиновник - это качественный сервис и обслуживание.
Вместе с тем, одной из основных тем для критики со стороны оппозиции является обвинение властной элиты в так называемой элитарной коррупции. Дескать, да, правда, что полиция не обирает граждан, а в государственных учреждениях больше не снимают три шкуры, зато вместо мелких повседневных поборов существуют поборы большие.
И если порядочность полицейского легко проверить тут же, на себе, то элитарная коррупция, мало того, что звучит как-то загадочно, так и проверке не поддается.
А между тем, это весьма любопытное явление, поскольку во многом объясняет плачевное состояние дел тех господ, которых явно по недоразумению именуют грузинской оппозицией. Ведь для подобных утверждений требуется не только отсутствие качественного базового образования, но и элементарный опыт работы в государственных или же частных структурах.
Ведь что такое государственное учреждение? Огромная пирамида, состоящая из множества кирпичиков, ведущих наверх, и завершающаяся куполом в виде начальства.
К примеру, представим себе, что руководство какого либо министерства решило нагреть себе руки, заключив заведомо невыгодный для государства контракт.
Чтобы провернуть подобное, необходимо подготовить для этого кипу бумаг, и, пропустив через множество и множество бюрократических рук, выполнить условия контракта. А ведь чем крупнее контракт, тем большего количества согласований он требует, и раз дело касается элитарной коррупции, то и масштабы его будут велики.
Скрыть же подобное преступление среди даже нескольких человек, не говоря уже о большем, тем более в столь маленькой стране, как Грузия, практически невозможно – уже через неделю информация о сделке станет секретом Полишинеля, пройдя от самого верха структуры до самих ее низов.
И здесь мы подошли к самому главному – если все, начиная от министра, и заканчивая рядовым сотрудником, будут знать, что начальство берет взятки, то что последнего удержит от подобного же преступления?
Вот и получается, что коррупции, с которой вроде как мы ежедневно должны сталкиваться, нет, а элитарная коррупция есть. Ну, так сказала тетя Манана. Она знает.