В 1942 г. в мировой прокат вышел фильм «Касабланка», которому была предназначена судьба легенды Голливуда. Многие диалоги, целые сцены из этой картины разошлись на цитаты. Но самой знаменитой стала фраза, произнесенная в самом финале ленты: «Я думаю, это послужит началом большой дружбы». Вторую жизнь этому выражению дал Эмир Кустурица, вставив ее в свой фильм «Черная кошка, белый кот». Фраза из голливудского блокбастера пришлась как никогда кстати для описания нынешнего состояния белорусско-американских отношений.
Правда, главными героями на этот раз являются не Хамфри Богарт и Ингрид Бергман, а Сергей Мартынов и Хиллари Клинтон, а место действия перенеслось из марокканской Касабланки в казахскую Астану.
Признаюсь честно, когда в начале этого года от посла Казахстана в Белоруссии Анатолия Смирнова я услышал об амбициозных планах его страны отметить свое председательство в ОБСЕ грандиозным саммитом глав государств и правительств в Астане, то посчитал эту цель почти неосуществимой. Ведь такие встречи не проводились целых 11 лет! Тем не менее, казахи смогли осуществить задуманное, за что им и особенно президенту Нурсултану Назарбаеву отдельный респект!
Однако еще более сложной задачей было найти консенсус для принятия итоговой декларации представительного форума. Но и этом нелегком деле (это же надо - согласовать позиции 56 государств!) Смогли казахские дипломаты. Безусловно, после саммита в Астане Казахстан поднял свой авторитет в мировом сообществе на более высокую ступень.
Для Белоруссии одним из важнейших достижений встречи в Астане стало совместное заявление США и Белоруссии о ядерной безопасности и правам человека. Нет никаких сомнений в том, что это серьезный прорыв в развитии двусторонних отношений, и по ряду причин настоящая дипломатическая сенсация. Во-первых, само заявление выдержано в очень дружелюбном тоне. Нет никакого раздражения, взаимных упреков. Соединенные Штаты отказались от великодержавного и надменного языка ультиматумов, на котором обычно разговаривали с Белоруссией на протяжении долгих лет. А слова одобрения и поддержки со стороны США в адрес нашей страны на моей памяти вообще прозвучали впервые.
Во-вторых, такие заявления не появляются внезапно. Таким образом, предварительно была проведена значительная работа дипломатов обеих стран. И при этом ни одной утечки! Это явное свидетельство нового формата отношений Белоруссии и США - формата доверия и сотрудничества (уж простите за казенный тон, но лучше не скажешь!).
Заявление буквально «нашпиговано» положительными сигналами, которые обозначают коренное изменение белорусско-американского диалога. Например, одобрение со стороны США проекта строительства белорусского АЭС - дело почти небывалое. Известно, как настороженно относится Вашингтон к таким инициативам, поддерживая только дружественные страны. Не менее важно и адресованное Белоруссии официальное приглашение принять участие в саммите по ядерной безопасности, который пройдет в Республике Корея в 2012 г. И все это на фоне слов о совместных усилиях по укреплению глобального сотрудничества в этой сфере.
А чего стоит заключительная часть заявления, в котором говорится о положительных шагах Белоруссии в проведении выборов?! И это после знаменитого «Акта о демократии в Беларуси» и других актов, акций, проектов и инициатив, которые ранее открыто предпринимались из-за океана с одной целью - добиться изменения конституционного строя в Белоруссии! Теперь об этом нет и речи.
Достигнутый результат имеет большое значение не только для белорусской, но и для американской дипломатии, в том числе для Хиллари Клинтон лично. Ведь почти за два года пребывания в Белом доме администрация Барака Обамы вряд ли может похвастаться какими-то существенными достижениями на международной арене. В ее внешнеполитический актив следует записать разве что договор СНВ-3, подписанный в апреле 2010 г. между США и Россией в Праге. Да и то, ратификация этого документа поставлена под сомнение в связи с победой республиканцев на промежуточных выборах в Конгресс. Очередной провал мирного процесса на Ближнем Востоке, унизительное военное и политическое поражение в Афганистане, несгибаемый Иран, чье влияние все более усиливается в соседнем Ираке, обострение ситуации на Корейском полуострове, которое послужило дальнейшему падению авторитета США в Латинской Америке, наконец, оглушительный скандал с утечками секретной информации, изложенной на сайте WikiLeaks, - все это далеко не лучший багаж, с которым вашингтонские демократы подошли к середине срока своего президента. Поэтому совместное заявление с Беларусью стало совсем не лишним плюсом в зачет администрации Обамы.
Безусловно, принятый в Астане документ стал серьезным разочарованием для тех сил, которые искренне считали, что у Александра Лукашенко не получится диалог с Западом.
Так, в течение нескольких последних месяцев значительно улучшились отношения Белоруссии со странами Европейского союза. В рамках этого интеграционного сообщества возникла даже своеобразная группа друзей Белоруссии, к которым смело можно отнести Германию, Литву, Италию, а с недавнего времени - еще и Польшу. Но многие скептики (впрочем, будем говорить прямо - недоброжелатели нашей страны) надеялись, что позиция Вашингтона будет намного более жесткой. Как видим, все наоборот. Изменение тона отношений между Вашингтоном и Минском будет только приветствоваться в европейских столицах. Встреча в Астане позволит европейцам более уверенно и динамично развивать свой диалог с Республикой Беларусь.
Конечно, кое-кто попытается поймать в совместном заявлении антироссийские нотки - мол, Белоруссия повернулась на Запад. Но это будет предвзятая и поверхностная оценка. России улучшение отношений между Республикой Беларусь и США, Западом в целом выгодно не меньше, чем нашей стране. Если руководство Российской Федерации хочет видеть свое государство действительно мировой сверхдержавой, которую уважают, а не только бояться, то статус ее союзника играет большую роль. Поэтому прорыв искусственной изоляции Белоруссии со стороны Запада лишь на руку Москве. Рост авторитета ближайшего союзника будет способствовать укреплению позиций самой России. Тем более что на последнем саммите «Россия-НАТО», который состоялся 20 ноября в Лиссабоне, обозначилось сближение Российской Федерации с евроатлантическим сообществом. Так что нынешний курс белорусского дипломатии не только не противоречит российской внешней политике, но даже наоборот - идет с ней параллельным курсом.
Правда, есть все же и те, что проиграл от начавшегося дружелюбного белорусско-американского диалога. Это представители так называемой «белорусской оппозиции». В течение многих лет они подпитывались прежде всего тем, что играли на противоречиях между Белоруссией и Западом. Более того, сами энергично создавали негативные стереотипы о нашей стране за рубежом. Открытый и честный диалог официальных представителей Белоруссии, Евросоюза и США разрушает этот прочный политический бизнес, названный «белорусской оппозицией». Насколько смешно и нелепо сейчас звучат дежурные заявления о том, что нашу страну «не принимают в цивилизованном мире». Господа Санников, Некляев etc.! Нужно более оперативно реагировать на изменения политической конъюнктуры, в том числе и на международной арене. Ну, или хотя бы иногда смотреть новости!
Тот факт, что совместное заявление - событие неординарное и яркое свидетельство изменения отношений между Белоруссией и США, подтвердила и Наталья Петкевич, Первый заместитель руководителя Администрации президента Республики Беларусь. В своем недавнем интервью она подчеркнула, что отнюдь не Белоруссия была инициатором замороженного состояния взаимоотношений с ЕС и США. «Последние несколько лет это показали, и наши зарубежные партнеры, и ЕС, и США, поняли, что конфронтация и бойкот ни к чему не приведут. Все равно мир естественным образом должен развиваться, и нужно находить точки соприкосновения, а они у нас есть, - отметила она. - Я думаю, что наши западные партнеры могли убедиться в том, что Белоруссия - надежный, честный и порядочный контрагент, с которым можно договариваться».
Конечно, Белоруссия и США еще только в начале пути нормализации двусторонних отношений. Многое еще предстоит сделать. Но стремительность и динамизм начавшегося диалога дают надежду на то, что мы действительно находимся в начале великой дружбы или, по крайней мере, партнерства.
Перевод: Светлана Тиванова