Арест помощницы депутата британского парламента по подозрению в шпионаже в пользу России, по мнению самого высокопоставленного российского дипломата в Великобритании, был попыткой саботировать потепление в отношениях между Лондоном и Москвой, а также отвлечь внимание от провала попытки Англии завоевать право проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года.
В четверг временный глава дипмиссии и исполняющий обязанности посла в российском посольстве в Лондоне Александр Стерник заявил, что к произошедшему в Кремле относятся с чрезвычайной серьезностью, и дал понять, что теперь может последовать возмездие в отношении британских интересов, «судя по истории аналогичных событий». Стерник посетовал на то, что консульство до сих пор не смогло связаться с двадцатипятилетней Катей Затуливетер, задержанной неделей раньше по подозрению в злоупотреблении своим положением как помощницы депутата от Либерально-демократической партии Майка Хэнкока (Mike Hancock) и передаче информации российской разведке.
В четверг Затуливетер подала апелляцию против выписанного ордера на ее депортацию. По словам Стерника, в ответ на неоднократные запросы российской миссии Министерство иностранных дел сообщило, что молодая блондинка родом с Кавказа задержана за нарушения, связанные с иммиграционными процедурами, а вовсе не за какой-либо шпионаж.
Он заявил, что не имеет абсолютно никаких доказательств ее принадлежности к числу сотрудников разведки, а единственным поводом обратиться в посольство стал для нее недавно полученный новый паспорт.
По словам Стерника, Россия видит в этом событии удар по парламентарию Хэнкоку, потому что он «показал и симпатию, и понимание современного российского государства».
Из кабинета Хэнкока раздавался ряд вопросов, касавшихся политики Великобритании в области ядерного оружия и подводных лодок, — в округе Портсмут-Южный, от которого депутат был избран в парламент, находится крупная военно-морская база. На некоторые из этих вопросов правительство отвечать отказалось, ссылаясь на соображения безопасности.
Хэнкок — председатель межпартийной группы по России при европейской парламентской группе — подвергался критике со стороны своих коллег за промосковскую ориентацию. Кроме того, он прославился тем, что окружил себя «помощницами» из России и стран Восточной Европы; по словам венгра Матьяша Ээрши (Matyas Eorsi) и других коллег, они «все блондинки, красивые и в возрасте порядка двадцати пяти лет или младше».
Стерник утверждает, что резкий рост числа ксенофобских сообщений о России произошел «вопреки, а не благодаря политике» правительства Дэвида Кэмерона, попытавшегося улучшить отношения между двумя странами.
По его словам, очевидно, что «определенные круги» в этой стране пытаются саботировать процесс примирения.
«Я просто не понимаю, как можно быть заинтересованным в том, чтобы портить позитивные тенденции таким явным и грубым образом. Очень легко заметить, что, как только сквозь обломки российско-британских отношений начинают пробиваться зеленые побеги, как начинаются подобные скандалы. Это установленный факт».
Хэнкок тем временем сначала подписался, а потом отозвал свою подпись под заявлением Палаты общин, в котором говорилось следующее: «Было бы неплохо, если бы все лица и организации, причастные к неудавшейся попытке завоевать право Великобритании провести Чемпионат мира по футболу, проявили немного скромности и вежливости, а не рыдали и не стонали, что ФИФА нечестная и что заявки рассматривались нечестно; мы сожалеем, что Англия набрала всего два голоса из двадцати двух, но поздравляем Россию и Катар с успешным получением права проводить Чемпионата мира по футболу в двух частях света, где этот Чемпионат мира еще никогда не проводился».
Российский дипломат выразил уверенность, что сообщения СМИ об этом деле были «пиар-ходом», нацеленным на отвлечение всеобщего внимания от «более острых и ощутимых проблем», а именно — публикации сайтом WikiLeaks неудобных текстов дипломатических донесений и провала попытки Англии завоевать право проведения Чемпионата мира по футболу в 2018 году.
На вопрос о том, не стояло ли за произошедшим британское государство, он ответил так: «Я очень сильно надеюсь, что это была спонтанная, спорадическая и не срежиссированная извне кампания против России, потому что произошедшее контрастирует с улучшением российско-британских отношений».
Критикуя Министерство иностранных дел, Стерник сказал: «В посольстве об этом узнали из СМИ, а не от официальных лиц в Великобритании. У нас есть двусторонняя договоренность на уровне консульств, и в ней конкретно указывается, что об аресте и задержании граждан требуется немедленное уведомление соответствующей стороны. Мы достаточно сильно разочарованы пассивностью, проявленной в этом отношении».
По словам Стерника, Министерство иностранных дел все же сообщило в посольство, что Затуливетер задержали в соответствии с иммиграционным законодательством, а об обвинениях в шпионаже официально не упоминало.
«Конечно, это резко контрастирует с тем, что говорит пресса о причинах ее задержания, — сказал он. — Мы не получили никаких разъяснений касательно мотивов и причин задержания, хотя настоятельно просили их предоставить».