Париж – Для многих европейцев суровая реакция Вашингтона на размещение секретных дипломатических телеграмм на сайте WikiLeaks является проявлением имперской надменности и лицемерия, а также доказательством мании секретности, появившейся у США после 11 сентября и противоречащей американским принципам.
Администрация Обамы не предприняла никаких юридических действий для того, чтобы воспрепятствовать публикации раскрытых документов. Она даже не выдвинула на сегодня никаких обвинений в совершении преступления против основателя сайта WikiLeaks Джулиана Ассанжа. Однако европейские средства массовой информации широко осуждают американских официальных лиц и политиков за их высказывания по поводу утечки информации. Действительно, высказывания эти весьма резкие. Действия WikiLeaks как только не называют: и «терроризмом» (член палаты представителей, республиканец из Нью-Йорка Питер Кинг (Peter T. King), и «атакой на мировое сообщество» (госсекретарь Хиллари Клинтон). Министр обороны Роберт Гейтс назвал арест Ассанжа по обвинению в изнасиловании «хорошей новостью». Сара Пэйлин призвала начать на него охоту как на «антиамериканского агента, у которого руки в крови». А бывший губернатор Арканзаса и кандидат в президенты от республиканцев Майк Хакаби (Mike Huckabee) заявил, что виновника утечки информации надо казнить.
По мнению Шеймаса Милна (Seumas Milne) из лондонской Guardian, которая, как и New York Times, опубликовала последнюю порцию разоблачений WikiLeaks, официальная американская реакция «граничит с умопомешательством». Большая часть обнародованного материала, отмечает он, это телеграммы рядовых дипломатов. Милн делает следующий вывод: «Не так уж и много свободы информации в этой стране свободы».
Джон Нотон (John Naughton) в той же британской газете осудил нападки на открытость интернета и давление на компании Amazon и eBay с требованием ликвидировать сайт WikiLeaks. «Реакция была злобной, хорошо скоординированной и всеобъемлющей», - заявил он, добавив, что есть некий «восхитительный парадокс» в том, как «так называемые либеральные демократии дружно галдят, требуя закрыть WikiLeaks».
Год назад, отмечает Нотон, Клинтон выступила с важной речью о свободе интернета, которая была воспринята как отповедь Китаю за его кибератаки на Google. «Даже в авторитарных государствах, - заявила она, - информационные сети помогают людям узнавать новые факты и призывать власти к ответу». По мнению Нотона, сегодня «эта речь Клинтон звучит как шедевр сатиры».
Русские с особым удовольствием высмеивают Вашингтон за его реакцию на утечку информации, говоря о лицемерии американцев. «Если демократия, тогда полная. Зачем же господина Ассанжа в тюрьму упрятали? Это что, демократия?» - спросил премьер-министр Владимир Путин во время совместной пресс-конференции с премьер-министром Франции Франсуа Фийоном. Ассанж находится в тюрьме в Британии, а Швеция добивается его экстрадиции, предъявив ему обвинения в изнасиловании.
Затем Путин использовал русскую пословицу, сказав: «У нас, знаете, в деревне так говорят: чья бы корова мычала, а ваша бы молчала. Я хочу нашим американским коллегам послать ответную шайбу».
Немецкие газеты выступили с такой же резкой реакцией. Даже Financial Times Deutschland (это самостоятельное издание, работающее независимо от англоязычной Financial Times) заявила, что «и без того пострадавшая репутация Соединенных Штатов будет еще больше изорвана в клочья, если Ассанжа превратят в великомученика». Газета добавила: «Открыто выражаемая американскими властями надежда на то, что вместе с Ассанжем со сцены исчезнет и WikiLeaks, вызывает подозрения».
За Ассанжем идет охота, пишет газета, «хотя никто не может объяснить, какие преступления он совершил, опубликовав секретные документы, а также почему публикация на сайте WikiLeaks является преступлением, а в New York Times нет».
Левофланговая Berliner Zeitung отмечает, что утечка информации нанесла удар по репутации Вашингтона. Однако репутация руководителей США «страдает гораздо больше из-за их сегодняшних попыток любыми средствами заткнуть рот WikiLeaks» и Ассанжу. Они первыми, заявляет газета, «использовали силу интернета против Соединенных Штатов. Вот почему их столь безжалостно преследуют. Вот почему правительство США предает один из принципов демократии».
Berliner Zeitung продолжает: «Соединенные Штаты опровергают один из своих основополагающих мифов – о свободе информации. И делают они это по той причине, что впервые после окончания холодной войны США грозит утрата всемирного контроля над информацией».
Специалист по Соединенным Штатам из Института политических исследований (Institut d’Études Politiques) Николь Башаран (Nicole Bacharan) говорит, что во Франции «существует раскол между теми, кто считает американскую дипломатию эффективной, понимающей мир и оказывающей положительное влияние, и теми, кто с недоверием относится к целям этой дипломатии». Больше всего ее поражает то, что «сторонники США кричат громче и ведут себя резче, чем их противники».
Но авторитетный репортер из правоцентристской газеты Figaro Рено Жирар (Renaud Girard) говорит о том, что высокое в целом качество работы американских дипломатов произвело на него впечатление. «Больше всего восхищает то, что мы не видим у американской дипломатии цинизма, - отмечает он. – Они действительно верят в права человека в Африке и Китае, в России и Азии. Люди все время обвиняют американцев в двойных стандартах. Но здесь это не соответствует действительности. Если хотите, американские дипломаты почти наивны, и я не думаю, что эта утечка информации создаст угрозу США. Большинство людей увидит, что дипломаты честны, искренни и не так уж и циничны».
Даже редактор левой газеты Libération Лоран Жоффрен (Laurent Joffrin) выступил в защиту права на дипломатическую секретность и сказал, что надо еще подумать по поводу «требований о прозрачности любой ценой». У государства должны быть тайны, заявил он, если за ним осуществляют надзор избранные представители. «Парадокс заключается в том, что WikiLeaks по сути дела нацелил все свои атаки на демократии, - заявил Жоффрен. – И меня успокаивает и утешает то, что секретная дипломатическая переписка великих держав мало отличается по своему содержанию от того, что они говорят публично».
Самым мощным нападкам WikiLeaks подвергся со стороны главного редактора Figaro Этьена Мужот (Etienne Mougeotte). Он назвал «драгоценным подарком» террористам публикацию телеграмм, подобных той, где перечисляются объекты, отнесенные Вашингтоном к стратегическим. Утечка информации, заявил он, играет на руку тем, «кто решил нанести ущерб американской власти, дестабилизировать крупные индустриальные державы, а также внести максимально возможную дезорганизацию в международные отношения».
Ассанж, написал Мужот, это «не тот добрый борец с неправдой из всемирной сети, каким нам пытаются его представить. Нет, в лучшем случае это опасный и безответственный человек, а в худшем – порочный преступник».
Похоже, что российские официальные лица больше всех радуются американскому конфузу. Кое-кто из них даже предложил дать Ассанжу Нобелевскую премию. Как заявил бесцеремонный и часто цитируемый представитель России в НАТО Дмитрий Рогозин, арест Ассанжа продемонстрировал, что никакой свободы средств массовой информации на Западе нет. Его «участь» сказал Рогозин, свидетельствует о «политических преследованиях» и несоблюдении прав человека.
При участии Майи де ля Бом (Maïa de la Baume), Скотта Саяра (Scott Sayare) и Клиффорда Леви (Clifford J. Levy).