Франция, которая очень хотела бы продать России свои вертолетоносцы «Мистраль», начинает постепенно терять терпение при виде колебаний потенциального покупателя. Именно об этом чувстве и свидетельствует вчерашний визит Франсуа Фийона в Москву на заседание комиссии по двухстороннему сотрудничеству. Тем не менее, премьер-министр Франции заявил, что «уверен» в успехе текущих переговоров.
Ко всеобщему удивлению этим летом российское правительство объявило об открытии нового тендера, в котором Франции составили конкуренцию Испания, Нидерланды и Южная Корея. С тех пор ситуация мало изменилась. Представители российского флота неоднократно высказывались в пользу французского корабля, однако принятие решение окружено непроницаемой завесой тайны российской власти. Сумма сделки примерно равна 500 миллионам долларов.
«Эта работа, которая должна вестись прежде всего на экспертном уровне», - подчеркнул премьер-министр Владимир Путин. В четверг на верфях в Сен-Назере побывала группа специалистов. «Для российской стороны такие сделки представляют интерес, если они связаны с передачей, трансфертом технологий», - добавил глава российского правительства. В целом Москва хочет получить часть французских технологий с тем, чтобы впоследствии скопировать ее и заняться производством собственных кораблей. Она упрекает французскую сторону в нежелании делиться своими технологическими и военными секретами.
Трудные переговоры
Франсуа Фийон по-другому оценил связанные с переговорами трудности. «Не существует никакой проблемы передачи технологий, так как «Мистраль» - это транспортное и командное судно», - подчеркнул он. «Мы обсуждаем проблему цены, и Владимир Путин не самый легкий собеседник, когда речь заходит об этом вопросе», - добавил он. Тем не менее, Франсуа Фийон выразил уверенность в возможности успешного подписания соглашения.
Сложности с этой сделкой являются единственным темным пятном в «превосходных» (как не устают повторять стороны) отношениях Франции и России. В Европе Москва может практически всегда рассчитывать на поддержку Парижа. «Россия - это великая европейская страна, и залогом стабильности Европы является создание общего пространства для сотрудничества в экономических, политических и оборонных вопросах», - заявил французский премьер-министр. Вообще, лично ему свойственна ощутимо более выраженная доброжелательность по отношению к России, чем другим ведущим французским политикам. Так, во время форума в Ярославле в сентябре 2008 года он назвал Россию «настоящей демократией», что привело в недоумение многих российских правозащитников.
В четверг он заверил в своей поддержке своего российского коллегу, чья страна подверглась жесткой критике в раскрытой WikiLeaks американской дипломатической переписке. «А вы что сами считаете, что это американская дипломатическая служба кристально чистый источник информации? - удивился Путин, раскритиковав Запад за арест Джулиана Ассанжа (Julian Assange). - Зачем же господина Ассанжа в тюрьму посадили? Это демократия?» «У нас в деревне говорят: чья бы корова мычала, а ваша б молчала. Вот какую я хочу нашим американским коллегам послать ответную шайбу», - добавил премьер.