Городские власти Санкт-Петербурга собираются перенести место планируемого строительства 1299-футовой башни из стекла и стали для государственной энергетической компании «Газпром», так как проект вызвал слишком сильное недовольство архитекторов и горожан, чтобы воплощать его в жизнь на ранее выбранном месте в историческом центре города.
Объявив об этом в четверг, губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко пошла на необычную для российского чиновника уступку общественному мнению после четырех лет периодических протестов и бесчисленных писем от известных иностранных архитекторов против проекта башни.
Горожане, по словам г-жи Матвиенко, переданным информационным агентством «ИТАР-ТАСС», не смогли достичь согласия по поводу размещения башни на Охтинском мысе на берегу реки Невы недалеко от Смольного собора. Это место считается одним из наиболее узнаваемых пейзажей в городе.
«Мы внимательно следили за дискуссией, оценивали все «за» и «против», но нельзя дискутировать бесконечно», - заявила г-жа Матвиенко.
Проект архитектурной фирмы RMJM London, опубликованный в 2006 году, с самого начала вызывал споры. Он предусматривает строительство закрученной башни, напоминающей язык газового пламени и поднимающейся высоко над «небесной линией», которую раньше нарушали только колокольни церквей.
Контраст проекта с окрестной архитектурой заставляет многих сравнивать его с парижской башней «Монпарнас». «Газпром» планирует разместить в 77-этажном здании штаб-квартиру приобретенной им в 2005 году нефтяной компании «Газпромнефть».
Глава «Газпрома» Алексей Миллер хвалил смелость проекта и призывал жителей Санкт-Петербурга принять здание, которое должно стать новым символом города наравне с Адмиралтейством, Исаакиевским собором и Петропавловским собором.
После того, как поддержку проекту выразил премьер-министр Владимир Путин - самый влиятельный уроженец города – дальнейшее противодействие стало выглядеть бессмысленным.
Однако российская элита не всегда столь монолитна, как кажется, и, несмотря на заявление премьер-министра, против башни продолжали выступать не только влиятельные в городе деятели культуры, но и даже члены правительства г-на Путина.
Против проекта протестовали городской Союз архитекторов, директор Государственного Эрмитажа и множество организаций, занимающихся сохранением архитектурного наследия. Они утверждали, что башня нарушает городской высотный регламент, запрещающий строить здания выше 157 футов. В прошлом году министр культуры дал ход заключению, блокирующему строительство в связи с нарушением высотных параметров.
В мае президент Дмитрий Медведев, также уроженец Санкт-Петербурга, смягчил свою позицию, предложив ведомству по культуре оценить проект.
Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) пригрозила исключить Санкт-Петербург из своего списка объектов всемирного наследия.
Противник, считающие башню символом российской гордыни времен нефтяного бума, прозвали ее «газоскребом».
Вероятно, сокращение доходов от продажи нефти могло сыграть свою роль, полагает санкт-петербургский писатель Самуил Лурье, мнение которого привело в четверг на своем сайте «Радио Свобода».
« Возможно, в конце концов, здравый смысл пробивается даже в начальственные головы», - заявил г-н Лурье.