Помощник российского президента Аркадий Дворкович в интервью Би-би-си заявил, что Дмитрий Медведев "определенно хочет пойти на второй срок". Ранее премьер-министр Владимир Путин в интервью Ларри Кингу сказал, что обсуждать президентские выборы 2012 года пока рано.
Политолог, руководитель центра изучения элиты института социологии РАН Ольга Крыштановская в интервью Русской службе Би-би-си дала свою оценку Нажать высказыванию Дворковича и его возможному влиянию на расклад сил в российской политике.
- Можно ли представить такой вариант развития событий, при котором Путин может воспротивиться второму сроку Медведева? И что тогда будет?
- Возможность открытого конфликта между Путиным и Медведевым близка к нулю. В демократическом обществе в случае, если бы и Медведев, и Путин хотели бы баллотироваться, они прошли бы внутрипартийные праймериз, и пошел бы на выборы тот, кому бы отдали предпочтение люди. Если же такие процедуры не будут использоваться, какой-то внутренний конфликт может быть, но мне не кажется, что это вероятный сценарий.
Думаю, отношения Путина и Медведева позволяют надеяться, что они спокойно договорятся и распределят свои роли и полномочия и после 2012 года.
Я не сомневаюсь, что Медведев действительно хочет пойти на выборы. Было бы странно, если бы он не хотел. У него стало получаться – он завоевал популярность и в России, и в мире как молодой, перспективный политик. Он начал огромное дело модернизации, и было бы странно на полпути все это бросить и уйти тихонечко в тень.
С другой стороны, значительная часть бюрократии ждет возвращения Владимира Путина, не очень приветствуя реформы Медведева, которые направлены на резкое омоложение политического класса, более ранний выход на пенсию для государственных служащих и так далее.
У власти остается в большей степени команда Путина, и именно люди из команды Путина занимают ключевые посты в государстве до сих пор. Мне кажется весьма вероятным сценарий, когда именно Владимир Путин идет на выборы [в 2012 году]. Но у нас политическая система мало предсказуема, так что нельзя исключать никаких вариантов, даже самых экстравагантных.
- У Медведева не сложилось своей команды, на которую он может опереться?
- Наверное, сложилась команда достаточно молодых сотрудников администрации президента, но это все-таки не те люди, которые занимают ключевые посты в государстве – ключевых министров и руководителей ведомств и даже самой администрации президента. Мне кажется, команда Медведева – это команда "на вырост": люди, которые занимают вторые и третьи позиции.
- Можно ли говорить о том, что Медведева и Путина поддерживают разные группы населения?
- Я думаю, да. В какой-то части это один электорат, одна группа поддержки, но они не на 100% совпадают – это два пересекающихся множества.
Я думаю, что сторонники Медведева – это люди более молодые, наверное, среди них больше интеллигенции и больше мелких предпринимателей.
За Путиным, мне кажется, значительная часть политического класса, бюрократии, силовиков, сотрудников правоохранительных органов, армии, крупного бизнеса, но тоже есть достаточно сильная своя молодежная группа, которая поддерживает Путина.
- Исходя из ваших слов, можно сделать вывод, что электорат Путина все же больше...
- Мне кажется, да. Если бы были открытые праймериз, мне кажется, Путин бы победил с весьма существенным отрывом. Я могу, конечно ошибаться, но и данные социологических исследований показывают тоже, что рейтинг Путина остается более весомым. А если были бы праймериз в партии, то там поддержка Путина была бы еще более ощутима.
- Говоря о модернизации, постоянно используя в своих речах риторику обновления, Медведев сознательно обращается к другой, отличной от путинской, аудитории?
- Я думаю, когда он говорит об омоложении, он обращается, конечно, к молодежи и к низшим слоям бюрократии. Когда он говорит о модернизации, он обращается и к интеллигенции, в том числе к технической интеллигенции, и к ученым, и к представителям бизнеса тоже.
При этом ни Путин, ни Медведев не обращаются к людям рабочих профессий – эта группа у нас немножко забыта.
- Какие последствия для политической жизни России может иметь это высказывание Дворковича?
- У нас политическая жизнь устроена таким образом, что продуманный сценарий стараются держать в тайне как можно дольше и постепенно кто-то из инсайдеров дает утечку такими крохотными порциями, очень дозированно. Я считаю, что если он дал интервью и открыто об этом сказал, это некий сигнал.