Примерно шестьдесят восемь лет тому назад русские танки пробили брешь в итальянском фронте на реке Дон, окружив сотни тысяч солдат Оси. А сегодня наследники Красной Армии, кажется, намерены экипировать свои моторизованные бригады итальянскими бронемашинами. На итальянско-российской встрече в Сочи было одобрено создание совместного предприятия для реализации этого проекта.
Детали плана еще будут уточняться, но русские заинтересованы в приобретении 2500 машин с четырьмя ведущими колесами Lince, грузоподъемностью 7 тонн, тех самых, которые итальянский контингент (а также войска еще девяти европейских стран) используют в Афганистане. По-видимому, будут куплены и более тяжелые машины 8×8 Centauro e Freccia грузоподъемностью 26-28 тонн. В план промышленного сотрудничества будут вовлечены Iveco Divisione Veicoli Difesa, консорциум Iveco-Oto Melara и государственный российский холдинг Ростехнологии.
На основе того, что говорили в прошлые месяцы, казалось, что Lince должны были производиться в Италии и собираться в России, а теперь стало известно из сообщения министра обороны Игнацио Ла Русса в конце встречи со его коллегой Анатолием Сердюковым, «на 50% будут реализовываться в России». «Десяток машин Lince мы сразу же дадим на опробывание в первые месяцы ближайшего года», - добавил министр, уточнив, что «Италия поставила условие, что бронемашины будут продаваться только в СНГ (конфедерации государств, объединяющей многие бывшие советские республики)».
Это условие должно гарантировать монополию на продажу машины на международных рынках, которую Iveco уже продала в Европе в количестве 2500 экземпляров. Бронемашинами Lince, стоимость которой в Италии составляет примерно полмиллиона евро за одну машину, будут снабжены силы безопасности Министерства внутренних дел (ОМОН) и секретные службы (ФСБ) благодаря ассигнованиям в 30 миллиардов рублей, что примерно составляет 762 миллиона евро. Пока неясна судьба переговоров о продаже бронемашин Freccia и Centauro, способных перевозить команды солдат, снабженных 25 и 120-миллиметровыми пушками. Из стоимость колеблется от 3 до 4 миллионов евро.
«Русские попросили у нас несколько экземпляров», - сказал Ла Русса. - Две машины Centauro мы сразу же предоставляем для тестирования, а с Freccia пока подождем». Эта задержка, возможно, связана с тем, что первые 17 машин уже 6 месяцев находятся в Афганистане на оперативном опробовании. «Сотрудничество двух стран в военном плане предполагает также совместные маневры в Италии и России, в которых будут участвовать альпийские стрелки», - заключил Ла Русса.
С приобретением прав на производство итальянских бронемашин российская промышленность надеется сделать шаг вперед в технологии, компенсируя отставание, накопившееся в постсоветскую эпоху. Российская армия будет оснащена современными машинами, хорошо защищенными от мин и других зарядов и приспособленными к ведению войны против боевиков, которую Россия вынуждена вести на Кавказе и в среднеазиатских республиках, оставшихся в орбите Москвы
Для итальянской промышленности экспорт в Россию представляет не только большой коммерческий успех, но он важен для имиджа страны, чья продукция добивается спроса на новых рынках. Остается только прояснить вопрос: в стратегическом плане Россию можно рассматривать как нового партнера или она все еще является соперницей Запада? Говоря другими словами, стоит ли ее вооружать и усиливать в военном и промышленном плане?
Джанандреа Гайани, уроженец Болоньи, 47 лет, освещал все итальянские военные миссии за последние 20 лет. Руководит Analisi Difesa (Анализ обороны), журналист «Газета Радио RAI . Написал книгу «Ирак Афганистан: итальянские войны во имя мира».