«Я мечтаю об Африке, которая была бы в согласии с самой собой»
Нельсон Мандела
С одной стороны, Африка, напоминающая сердце по форме, не может оставить безучастным ничьё сердце к судьбе своих голодающих детей. С другой стороны, она похожа на спелую виноградную гроздь, являясь одним из богатейших континентов в плане природных ресурсов. Однако ни международная гуманитарная помощь, ни имеющиеся природные богатства не спасают Африку от её бед, и её рана никак не заживает.
В составленный ООН список беднейших стран входит 49 стран. Из них 33 – африканские. Прямые иностранные инвестиции в экономику африканских государств составляют всего лишь 3% от общемировых, и идут они прежде всего в наиболее развитый североафриканский регион или же страны континента, богатые нефтью и газом. Тем временем Субсахарная Африка продолжает бедствовать. Её ВВП в расчёте на душу населения в 2004 г. был даже ниже чем тот же показатель в 1975 г., хотя там тоже много ценных природных ископаемых. На основе Индекса развития человеческого потенциала ООН список самых отсталых стран за 2009 г. составили 24 государства. Из них 22 – страны Субсахарной Африки.
Почему же Африка никак не может справиться с бедностью? Всё больше экспертов связывают ответ на этот вопрос с проблемами безопасности, настаивая на прямой зависимости между уровнем безопасности в стране и перспективами её развития (военные конфликты разрушают экономику и нормальные условия социального развития, вызывают вынужденную массовую миграцию и т.д. и т.п.).
В этом смысле Африка является очень сложным случаем – различного рода конфликты там фактически не прекращаются уже на протяжении длительного периода времени. С 2000 г. в 14 африканских странных проводилось целых 40 миротворческих операций. В течение последнего десятилетия половина государств Африки были вовлечены в конфликты военного характера, и в 2009 г. 73% миротворческих сил ООН было дислоцировано на чёрном континенте. Подсчитано, что, начиная с 1990 г., в результате войн Африка потеряла 150 млрд. долларов, и половина всех военных жертв за этот период – африканцы. Кроме того, к ним следует прибавить миллионы «побочных» военных смертей, связанных с голодом, болезнями, преступностью и т.д. Только в Демократической Республике Конго война унесла 5 млн. жизней (уже не считая жертв среди прямых участников боевых действий), а в результате гуманитарной катастрофы в Дарфуре число беженцев достигло 4,8 млн. человек.
Конфликты в Африке чаще всего носят региональный характер и обычно возникают из-за «дырявых» границ, этнической неприязни и других общих проблем соседних стран (например, конфликт в Либерии был неразрывно связан в конфликтом в Кот-д'Ивуаре и Сиера Лионе, а конфликт в Дарфуре – с нестабильностью в Центральноафриканской Республике и Чаде; война в Конго – с геноцидом в Руанде и т.д.). Этническая и религиозная рознь, накладывающаяся на острые политические, экономические и социальные проблемы отдельных слоёв общества – вот типичная основа африканского кризиса.
Особенно склонны к обострению и излишней политизации межличностных отношений государства с не устоявшейся идентичностью и несостоятельные в плане выполнения надлежащих им социально-экономических функций, коррумпированные и авторитарные. По сути, «сильное государство» странам Африки жизненно необходимо (удачных примеров пока меньшинство – Ботсвана, ЮАР, Мали, Гана и некоторые другие). Однако большинство из них заражено вирусом бесправия и насилия: централизация власти там осуществляется за счёт ущемления гражданских прав населения и дискриминации отдельных его групп. Таким образом режимы пытаются отвлечь внимание людей от насущных проблем, а в результате – гражданские войны, перевороты и геноцид.
Дополнительно подрывают основы стабильности в Африке распространённые там различные военные группировки экстремистского толка (такие как Аль-Каида, Исламский джихад в Египте, «Хисба» в Нигерии, «Аль-Шабаб» в Сомали и т.д.). Они опять же появляются там, где слабость государства заставляет искать альтернативных «гарантов безопасности». Очевидный пример такого положения дел – Сомали, где правительству даже с помощью сил AMISOM не удаётся полностью взять ситуацию в стране под свой контроль.
Конечно, в жизни Африке есть и положительные моменты. Например, в Кот-д'Ивуаре после 11 лет военно-политического кризиса относительно спокойно прошли президентские выборы, что даёт надежду на стабилизацию ситуации в стране. Однако все изменения к лучшему на чёрном континенте настолько малозаметны, что говорить о мире на нём пока не приходится. Хотя 2010 г. был провозглашён годом мира и безопасности в Африке, она таковой не стала, и до воплощения в жизнь мечты Нельсона Манделы к сожалению ещё очень далеко.