Поток иммигрантов, хлынувший за последние пятнадцать лет из стран Восточной Европы, принес в Барселону нечто гораздо большее, чем просто рабочую силу: новую мелодичную речь, а также проблемы с интеграции и безопасности.
Благодаря русским, румынам, украинцам, болгарам, грузинам в город пришли также православие и Греко-католическая церковь византийского обряда (богослужение в ней идет по православным канонам, но подчиняется она Ватикану), которые стремятся занять свое место в религиозной жизни города.
Их духовенство и миряне нашли пристанище в католических приходах Барселонской епархии, которые предоставляют им часовни или помещения для совершения Евхаристии (в православии она называется Божественной Литургией) по воскресным дням.
В Барселоне, на улице Араго (Aragó) располагается Церковь Покрова Богородицы, единственный православный приход с собственным помещением, основанный здесь почти сорок лет тому назад, группой каталонцев, крещенных в католичестве, но впоследствии принявших православную веру. (Христианство разделилось на православие и католицизм в 1054 году в результате богословских и политических споров между Римом и Константинополем. Это явление было названо в истории разделением церквей).
В этот приход Покрова Богородицы каждое воскресенье приходят многие иммигранты из Восточной Европы и Средней Азии, большинство из которых глубоко верующие люди. Они высказывают искренне удивление, когда узнают, что католические священники должны принимать обет безбрачия. Православные священнослужители, если они только не монахи, как правило, имеют семью.
Воскресные встречи представляют собой религиозную и социальную отдушину для многих из 20 000 граждан из стран Восточной Европы, зарегистрированных в Барселоне. Здесь они приходят на богослужение, протекающее в спокойной, почти домашней обстановке, в большинстве случаев на их родном языке, и возможность пообщаться, попить чаю или кофе с хлебцами, испеченными специально к этому случаю.
«Почти двадцать лет мы добивались того, чтобы все православные имели место для проведения богослужений и встреч, иногда мы давали приют священнику и его семье, пока они подыскивали себе квартиру», поясняет Хауме Гонсалес-Агапито (Jaume González-Agápito), представитель экуменического движения в архиепископстве Барселоны. (Именно экуменические связи объединяют между собой различные конфессии: католицизм, православие, протестантизм и другие ветви христианства).
Гонсалес-Агапито является приходским священником прихода Святой Марии в Педральбесе (Pedralbes), который каждое воскресенье предоставляет для нужд православных верующих из России (около ста человек) и Болгарии (около двадцати). «В Барселоне проживает много болгар, однако верующих среди них мало. Для них открыты болгарские школы и различные общества, обеспечивающие их социальные нужды», поясняет Авенир Георгиев, болгарский монах, приехавший из Софии, который отправляет богослужение. В Барселоне официально зарегистрированы 1 878 болгар.
В течение нескольких лет в приходе Святой Марии молились также православные греки. Два года назад они перебрались в Церковь Непорочного Зачатия, предоставившую для их нужд часовню Монсеррат (Montserrat). «Большинство из них – греческие семьи, осевшие в Каталонии с конца XIX - начала XX века и основавшие здесь свое дело; это не те иммигранты, которые приехали сюда из Восточной Европы в последние годы», говорит Гонсалес-Агапито.
Православные румыны собираются в помещениях, предоставленных приходом Сант Ферран (Sant Ferran), недалеко от площади Испании (plaza Espanya). Украинские униаты (то есть те, которые признают верховенство Папы Римского) распределились между приходом Святой Моники на Рамбле (Rambla) и Церковью Всех Скорбящих на улице Бальмес (Balmes).
Поляки –отдельный случай. В большинстве своем они католики римско-католического обряда. И хотя у них свое духовенство, их богослужения отличаются от всех прочих лишь тем, что они ведутся на польском языке. Есть также другие православные общины, как, например, грузинская, которая обычно использует небольшое помещение в районе станции метро Paral·lel, и немногочисленная сирийская.
Православная церковь, насчитывающая около 225 миллионов последователей по всему миру, состоит из нескольких национальных (автокефальных) церквей, административно независимых друг от друга (как правило, по одной на страну). Существуют также четыре исторических Патриархата: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Двадцать лет тому назад православие в Испании было представлено весьма слабо. Лишь несколько общин греков и русских. Однако с началом иммиграции, за последние пятнадцать лет к нам приехали тысячи человек из стран Восточной Европы, где коммунистической идеологии не удалось искоренить веру предков.
Например, церковь Покрова Богородицы подчиняется Сербскому Патриархату, а ее епископ Лука проживает в Париже. «На Западе, как правило, православные приходы формируются из выходцев православных стран – поясняет ее настоятель, житель Барселоны Марти Пуче (Martí Puche)–. Здесь же все было несколько по-другому. Образовалась группа каталонцев, чьи духовные искания были устремлены в сторону христианства в его первозданном, изначальном виде. Вот так мы и пришли к православию». Пуче принял православное вероисповедание, когда ему не исполнилось и 30 лет, и получил богословское образование в Париже. Эта община на улице Араго, которая также духовно окормляет иммигрантов из Восточной Европы, может стать началом зарождения Православной церкви Испании. Ее главным викарием является каталонский протоиерей Жоан Гарсия (Joan Garcia).
«Для иммигранта Церковь – это также место общения», утверждает отец Пуче, и его мнение разделяют другие опрошенные священники. «Третье воскресенье каждого месяца, после богослужения мы вместе пьем кофе с пирожными – рассказывает украинский священник Иван Левицкий, окормляющий греко-католиков византийского обряда (униатов) в Церкви Всех Скорбящих-. Мы делим наши радости и скорби».
Для недавно прибывшего в страну иммигранта приход – очень важная точка опоры, поскольку дает возможность отправить религиозные потребности, социальную поддержку. Здесь люди могут поговорить на своем родном языке и почувствовать, что они не одни в чужой им среде. Это прекрасно знает украинка (русская по отцу) Татьяна Аверкина, двенадцать лет тому назад приехавшая в Барселону из Казахстана в поисках работы и будущего.
«Я не говорила по-испански и ничего не понимала –вспоминает Аверкина-, но постепенно узнала, что есть эта православная церковь. А я искала место, куда я могла бы придти помолиться. Сначала я приходила пешком каждое воскресенье, чтобы не платить за автобус». Сейчас она занимается оказанием социальной помощи прихожанам иммигрантам, испытывающим экономические затруднения, и вспоминает те первые годы, когда она чувствовала себя здесь совершенно беззащитной.
«Мы делим еду, игрушки и одежду, которые получаем от Banc dels Aliments (Продуктовый банк) и в качестве вспомоществования, информируем вновь прибывших о правилах регистрации, карточке медицинского обслуживания и школах для детей –рассказывает Татьяна Аверкина-. Преимуществом является то, что поскольку люди приезжают из стран бывшего СССР или социалистического лагеря, то почти все говорят и понимают по-русски, и это облегчает общение».
На доске объявлений прихода можно увидеть много записок, на которых по-русски написано «Ищу работу», «Ищу квартиру или комнату».
Богослужение в церкви Покрова Богородицы ведется на каталонском языке, однако теперь некоторые молитвы читаются на церковнославянском, общепринятом языке церковных текстов. По воскресеньям там собираются на службу около ста человек, но на «самый главный церковный праздник – Пасху- церковь всегда переполнена», говорит отец Пуче. Православные богослужения длинные (до двух часов), и верующие стоят перед иконами, которые являют собой нечто гораздо большее, чем просто изображения. Это составляет главную отличительную черту православия. Верующие молятся и участвуют в песнопениях. Женщины обычно покрывают голову платком. Благодаря молитвам, процесс интеграции на новой земле может стать более легким.