Видимо, попыток возродить баскетбольную команду «Нью-Джерси Нетс» Михаилу Прохорову показалось недостаточно, и российский миллиардер решил взяться за очередную считающуюся невозможной задачу – создать в России пригодный для международного рынка гибридный автомобиль стоимостью 10 000 долларов.
В то время как крупнейшие в мире автопроизводители тратят на разработку гибридных автомобилей и электромобилей годы времени и миллиарды долларов, г-н Прохоров ассигновал 150 миллионов евро (198,4 миллиона долларов), чтобы объединить бензиновый двигатель с электрическим мотором внутри неуклюжего громыхающего корпуса, напоминающего большую игрушечную машинку. Практически все комплектующие будут производиться в России или в бывшем Советском Союзе, заявил в понедельник г-н Прохоров, представляя в Москве прототип автомобиля.
Даже название марки, «ë-мобиль» - звучит, как минимум, небанально. Оно включает в себя не имеющую английского эквивалента кириллическую букву, произносящуюся как «yo», которая вызывает у многих в России нецензурные ассоциации. «Мы не видим здесь никакой проблемы—каждый понимает, как ему нравится», - заявил представитель проекта.
Г-н Прохоров утверждает, что он намерен разрушить стереотип о том, что «в России не могут делать хорошие автомобили». При этом ему понадобились три попытки, чтобы завести прототип с помощью мобильного телефона, используя функцию дистанционного запуска.
Г-н Прохоров, по данным Forbes, занимающий второе место в списке самых богатых людей в России, в 2009 году купил за 200 миллионов долларов 80% акций «Нью-Джерс Нетс» и 45% акций строящегося в Бруклине стадиона команды. Г-ну Прохорову принадлежат крупные пакеты акций российской алюминиевой компании «Русал» и золотодобывающей компании «Полюс Золото».
Г-н Прохоров надеется, что к 2012 году Россия выпустит на рынок 10000 «ё-мобилей». Это сравнительно немного – примерно 0,5% от числа проданных в России в 2010 году новых автомобилей. Выпускающая ë-мобили компания, совместно созданная холдингом г-н Прохорова «ОНЭКСИМ» и санкт-петербургским производителем грузовиков «Яровит», рассчитывает выйти на самоокупаемость через три года после запуска производства.
Помимо России компания рассчитывает продавать свои машины в странах Европейского Союза и заранее учитывает нормы ЕС, которыми ей для этого придется руководствоваться. По словам главы компании Андрея Бирюкова, возможно, она будет также выпускать автомобили в Европе.
При всем новаторстве своей конструкции ë-мобиль сможет развивать скорость не больше 130 километров в час, что явно снизит его привлекательность для многих водителей. Его топливная эффективность должна составить 3,5 литра на 100 километров (67 миль на галлон), то есть превысит топливную эффективность гибридной Toyota Prius V, оцениваемую в 51 милю на галлон при передвижении по городу.