Нам нужен государственный ремонт с обязательным удалением всего, что оказалось поражено плесенью унионизма, с капитальной заделкой всех трещин в государственном фундаменте. От нового президента мы ожидаем стратегию государственного строительства Молдавии. Пока в нашей стране не будет Конституционного акта, объявляющего вне закона унионистские партии и движения, - мы как государство обречены.
«Как в человеке, так и в государстве,
тяжелее всего болезнь, начинающаяся с головы»
Плиний Младший, римский мыслитель
Хочу начать с «клубнички». В начале года на аукционе в Великобритании за 7 тысяч долларов был продан окурок сигары Уинстона Черчилля.
Что можно добавить к этой новости? Перефразируя «отца народов», только одно: завидовать надо англичанам, что они имеют такую яркую историческую личность.
О наших молдавских «вождях» мы слышим в основном лишь байки. Говорят, например, глава молдавского государства, будучи за границей с визитом, озадачил президента принимающей страны своим абсолютным «незнанием», всего, о чём его спрашивали.
- Что с молдавской экономикой? - Не знаю…
- Когда Вы преодолеете нищету? – Не знаю…
- Что будет с объединением страны? – Не знаю…
- По какому пути идёт Молдавия? – Не знаю…
В конце приёма хозяин решил задать вопрос «на засыпку»:
- Состоится ли Молдавия как государство? – Подумаю…
Выходит, товарищ Ленин-то оказался всё-таки прав: кухарок и бетонщиков, готовых управлять государством, у нас и впрямь предостаточно.
Что ни политик – то готовый «бонапартик», готовый без лишних сомнений, хоть сейчас встать у руля государства. Ничего не имею против, пусть управляет страной хоть слесарь-водопроводчик. Другой вопрос, каким становится государство, которым управляют вчерашние кухарки и слесаря.
Нам ли этого не знать! Дальше ехать нам уже просто некуда. На нашем печальном «молдавском опыте» подтверждается знаменитая греческая формула «ex nihilo, nihil fit», то есть «из ничего не возникает ничего».
По правде говоря, за 20 лет независимости нашей стране очень не везло с «качеством власти». Кто только не «рулил» у нас за эти годы! Инженер по технике безопасности в колхозе, например, стал вице-премьером по сельскому хозяйству. Бывший прораб руководил министерством телекоммуникаций. Врач по образованию стал руководить министерством транспорта. Таких примеров у нас немало.
Такую странную, мягко говоря, «кадровую политику» объединяет одна примета: подбор кадров проходит по «партийным разнарядкам», на базе кумэтризма, а вот что до профессионализма – то это вопрос второстепенный.
Партийный принцип подбора кадров был, конечно и при власти КПСС, но там партийность и профессионализм были всегда в одной связке.
Может быть, это лишь моё субъективное мнение, но нынешняя молдавская «кадровая чехарда» - это признак попустительства и слабости гаранта Конституции, главы государства, который должен нести личную ответственность за «качество власти».
Понятно, президент должен учитывать «партийный расклад», но никто не запрещает ему требовать, чтобы врач лечил людей, а не строил дороги или следил за ремонтом самолётов.
Обычно такие липовые «профессионалы» прикрывают свою полную некомпетентность в порученном деле излишней политической агрессивностью. Они не способны на систематическую созидательную работу. Максимум, на что они способны, так это лишь бесконечно «пиариться», в том числе и за счёт нашего трагического прошлого.
После завершения текущей выборной кампании, наступит очень важный момент в истории нашего государства – выборы президента Республики Молдова.
Служить Отечеству – величайшая честь. Хочется надеяться, что наш политический класс не наступит опять на всё те же грабли, а найдёт консенсус со здоровыми силами в парламенте, и во главе Молдавского государства станет достойный человек. Но для этого надо будет прежде определиться с главным императивом, который поддержало бы всё общество.
Обратимся к опыту Польши. Нынешний польский президент Коморовский в ходе президентской кампании выбрал императив «Согласие строит».
Как пишет сам Коморовский, в предвыборной программе он хотел стать гарантом согласия и стабильности, президентом, который не раскалывает соотечественников, а объединяет людей и идеи.
Его «кредо» дошло до сердец избирателей, которые перенасытились уже правым радикализмом, расколовшим польское общество. Впрочем, молдавская реальность очень похожа на польскую и, может быть, стоит повнимательнее присмотреться к польскому опыту.
У нас, в Молдавии, мировоззренческие, в широком смысле, ценности, взаимоисключающие представления о судьбе нашего государства, внешних друзьях и врагах раскололи и развели общество на жёстко противостоящие группы. К этому следует добавить ещё и крайнюю радикализацию лозунгов и действий ультраправых партий.
Вот почему отсутствие у наших правителей истинной мудрости, высокого интеллекта, должного уважения к человеку, независимо от его национальности и партийности, чувства личной ответственности за наследие предков и судьбу независимой государственности Молдавии нанесло самую большую рану на теле нашей Родины. Рану, в которую была занесена смертельно опасная для нашей молдавской государственности инфекция унионизма.
Вот почему сегодня, как никогда ранее, во весь рост встал принципиально важный вопрос: каким должен быть президент Молдавии?
Один известный журналист как-то сказал о молдавских президентах, что они не лидеры нации, а просто «начальники своих кланов», а потому рулят, «под собою не чуя страны».
Может быть, сказано это было слишком прямолинейно, но в этой фразе есть большой смысл.
Происходящее в политической жизни Молдавии, особенно в последнее время, доказало, что в политике сила и твёрдость убеждений вовсе не в самодурстве и драчливости политиков во власти, а, наоборот, в их умении чувствовать землю, по которой они ходят, объективно воспринимать нашу реальность, уважать чужое мнение, а не враждовать с оппонентами.
Вражда – это удел слабоумных и необразованных людей. Это подстрекательство к бунту. Такой президент нашей стране больше не нужен. Хватит! Слишком уж мы обозлены друг на друга.
Стране нужна нравственная передышка. Лично я давно мечтаю о Президенте всего молдавского народа, моральном авторитете нации. Я мечтаю о президенте-интеллектуале, способном объединить в самых различных ситуациях жёсткие и мягкие ресурсы власти. Это подразумевает учёт интересов различных слоёв населения, интересов других стран, а не только свои собственные.
Нам нужен президент - защитник достоинства молдавского народа, способный воспринять страну, народ такими, какими они сегодня есть. Нужен политик с новым мышлением, новым взглядом на мир. Место демагогов и подстрекателей должен занять человек, умеющий анализировать ситуацию и, как опытный шахматист, продумывающий свои действия на несколько ходов вперёд. Молдавия нуждается в предсказуемом президенте.
Нам нужен президент-государственник. Сегодня у многих молдавских граждан появилось такое ощущение, что Республика Молдавия, как государство медленно тонет. Страну уже «перекрестили»: мы теперь уже не молдаване, а бессарабцы, наша страна - не Молдавия, а Бессарабия.
Почти 20 лет тому назад была провозглашена независимость, но и по сей день происходит издевательство над молдавской нацией. Умножаются манкурты, своего родства не помнящие, предающие память своих предков, которые всегда, в том числе и Великий Господарь Штефан Чел Маре, называли себя молдаванами.
Вот почему будущий президент должен зарубить себе на память, что Родину можно просто любить, гражданские права соблюдать, а государственность надо обязательно защищать от посягательств на неё кого бы то ни было.
В смутное время наша страна нуждается именно в таком президенте. Он должен будет сломать прежнее отношение к тем, кто выступает за независимость и молдавскую государственность, заставить саму власть защищать наш суверенитет. Нам не нужны чиновники – разрушители молдавской государственности.
Более того, нам нужен государственный ремонт с обязательным удалением всего, что оказалось поражено плесенью унионизма, с капитальной заделкой всех трещин в государственном фундаменте.
От нового президента мы ожидаем Стратегию государственного строительства Молдавии. Пока в нашей стране не будет Конституционного акта, объявляющего вне закона унионистские партии и движения, - мы как государство обречены.
Новые вызовы времени требуют от нового Президента своего осмысления и качественной «перезагрузки» молдавской внешней политики, поскольку у нас стали сегодня путать внешнюю политику с внешним управлением Молдавией.
Сегодня у нас нет чёткой внешней стратегии, а это значит, что наша государственность не состоялась. Отсутствует и политический консенсус по Стратегии внешней политики. К сожалению, эта проблема постоянно сужалась и, в конечном итоге, свелась к дилемме: Восток или Запад, Евросоюз или ничего!?
А ведь стратегия многовекторности всегда более благоприятна, прагматична, приносит свои бонусы и дивиденды.
И, наконец, раз мы хотим в Евросоюз, то должны раз и навсегда отрешиться от гена бонапартизма. Европейцы всегда боялись диктатуры и всяческих бонапартов потому, что бонапартизм - это полицейщина, ложь и цинизм. Молдавии нужен не авторитарный, а авторитетный президент.
Свои заметки хочу завершить «поэтическим мотивом». Будущему Президенту следовало бы заглянуть и в «душу народа». Почувствовать его страдания.
Молдавия – это страна эмоциональных людей. Как поётся в песне Н.Сулака: на одном краю стола веселятся, на другом – плачут.
Этот абсурд, сегодня, к сожалению, возрождается уже в современном варианте. Сегодня по Кишиневу ходит по рукам один стишок (автор неизвестен) о диалоге Бога с молдаванином, в котором «прячется» душевное состояние нищего человека. Бог сочувственно его спрашивает:
«Твой грустный вид меня печалит,
Какой тревогой ты тесним?
Мужик сказал: я молдаванин.
И Бог заплакал вместе с ним».
Почти 20 лет богатые в Молдавии веселятся, жируют, воруют, а нищие плачут, оставляют своих детей, родной очаг, и уезжают на чужбину заработать на кусок хлеба.
Пришла пора серьёзно взяться за борьбу с нищетой. Эта работа по плечу только народному президенту.
Так порадуем же Господа Бога, чтобы он перестал плакать вместе с нами…