Вызванные убийством футбольного болельщика и националистической ненавистью к иммигрантам с Кавказа уличные стычки, происходящие в Москве в последние несколько дней, застали милицию и власти врасплох. Власть оказалась явно не готова к росту агрессии, который, по-видимому, отражает существующее в российском обществе более широкое недовольство.
Беспорядки, начатые ультраправыми националистами и экстремистами, поставили политических лидеров перед вопросом о том, как им подавлять движение до сих пор традиционно служившее властям надежной опорой справа.
Последние десять лет Кремль воспитывал в России националистические настроения, особенно среди молодежи. Сейчас в Москве и других городах сотни, а иногда и тысячи, разъяренных молодых людей собираются в разных местах, выкрикивают националистические лозунги, поднимают руки в нацистском салюте и избивают людей с более темным цветом кожи, в которых подозревают приезжих с Кавказа и из Средней Азии. Как сообщает милиция, вечером в воскресенье или утром в понедельник на юге Москвы группа из примерно 15 молодых людей зарезала человека из Средней Азии.
В субботу несколько тысяч молодых людей вступили в столкновение с милицией на Манежной площади, у самых стен Кремля. Восемьдесят из них были ненадолго задержаны, однако большую часть толпы ОМОН загнал в метро, где участники беспорядков стали врываться в вагоны и угрожать нерусским. Милиция сообщает, что трое уроженцев Кавказа получили ранения и были госпитализированы. В воскресенье толпы собрались на Пушкинской площади и в расположенном к северо-востоку от центра города парке Сокольники. Интернет-сайты утверждают, что выступления будут продолжаться.
Комментаторы с разных сторон политического спектра называют действия правительства неадекватными и контрпродуктивными.
«Следовало сделать очень сильные политические заявления», направленные против участников беспорядков, заявила в понедельник заместитель директора правозащитного центра «Сова» Галина Кожевникова. «Молчание государства эти люди рассматривают как молчаливое разрешение продолжать», - полагает она.
По ее словам, ультраправые организации, стремившиеся использовать возмущение футбольных болельщиков, находятся в состоянии «эйфории».
Однако лидеры ультраправых, в свою очередь, обвиняют правительство в подавлении их протестов. На сайте Национально-державной партии России Алексаедр Севастьянов пишет: «Лобовое, грубое, силовое наступление на национализм (в ложной трактовке властей: экстремизм) ничего не достигло, кроме эскалации насилия и общественной напряженности. Посеявшие ветер — пожнут бурю!»
В воскресенье министр внутренних дел России Рашид Нургалиев попытался возложить ответственность за беспорядки на левых радикалов, однако, судя по лозунгам, в волнениях участвуют, скорее, правые. В то же время, случившееся говорит о более широком недовольстве в российском обществе, которое постоянно выявляется в опросах и частных разговорах, но редко находит себе прямое выражение.
Правительство явно беспокоится по поводу экстремизма, однако милиция склонна заниматься теми, кто рисует графитти, а не организаторами, считает Кожевникова. В понедельник президент Дмитрий Медведев высказался о беспорядках, выступая в эфире телеканала «Россия». «Недавние события в Москве - погромы, нападения на людей -должны быть квалифицированы как преступления, а лица их совершившие понести всю ответственность, понести наказание», - заявил он.
Однако при этом его правительство, по-видимому, старается ходить по некоей тонкой грани. В субботу заместитель главы администрации встретился с представителями поддерживаемых Кремлем молодежных структур и сказал им: «Готовьтесь к выборам, тренируйте мозги и мускулы. Вы всегда можете рассчитывать на нашу поддержку».
На встрече с Владиславом Сурковым присутствовали лидеры «Наших», «Молодой гвардии» и других молодежных организаций.
Не будучи столь радикальными или открыто расистскими, как организации, представленные на Манежной площади, они, тем не менее, открыто устраивали травлю дипломатов и сотрудников посольств. «Молодая гвардия» вывесила в сеть список журналистов, которые «будут наказаны», незадолго до того, как присутствовавший в этом списке репортер газеты «Коммерсант» Олег Кашин был жестоко избит на улице у своего дома.
Беспорядки начались поле того, как неделю назад болельщик футбольной команды «Спартак» Егор Свиридов был насмерть застрелен резиновой пулей во время драки, в которой участвовали, как утверждает милиция, не менее 10 человек. Были арестованы четверо подозреваемых, по меньшей мере трое из которых – уроженцы Кавказа.
На прошлой неделе болельщики «Спартака», собравшиеся почтить память убитого, перекрыли Ленинградский проспект, однако вскоре протест оседлали правые политические организации. «Мы призываем всех наших сторонников воздержаться от участия в массовых митингах, - заявил в понедельник представитель Всероссийского объединения болельщиков Иван Кузнецов. – В то же время организации болельщиков не могут нести ответственность за происходящее».
По его словам, его беспокоят сообщения о том, что объединения кавказской молодежи планируют в ответ собственные выступления. Он также жалуется на то, что преступления кавказцев остаются безнаказанными. «Это провокация, - считает. - Молодежь и студенты из-за этого, из-за межэтнических проблем, очень нервничают. Это носится в воздухе. Милиция должна что-то с этим сделать».
Днем в понедельник Манежную площадь блокировал ОМОН в шлемах и бронежилетах. Как сообщает информационное агентство «Интерфакс» вечером понедельника на площади было спокойно.
«На площади дежурят около 100 бойцов 2-го оперативного полка, около 150 сотрудников ОМОН, а также военнослужащие внутренних войск МВД России», - сообщила «Интерфаксу» глава пресс-службы московского ОМОН Жанна Ожимина.
Хотя расположенные неподалеку станции метро «Охотный ряд» и «Площадь Революции» работали в обычном режиме, большой подземный торговый центр «Охотный ряд» был закрыт. В вагоне поезда Арбатской линии метрополитена, проходящей через район беспорядков, на полу были заметны капли крови.