Лидер российской группы ДДТ Юрий Шевчук играет рок уже 30 лет. Став диссидентом еще в советскую эпоху, он борется против всех форм злоупотребления властью, войн в Чечне и Грузии, милицейского насилия… В мае он публично поинтересовался у Путина о состоянии демократии в стране перед объективами телевизионных камер. Это видео произвело настоящий фурор в российском интернете. Этим летом он пел во время одного из митингов оппозиции в центре Москвы, за которыми всегда наблюдает множество сотрудников правоохранительных органов. Благодаря своей популярности и активной позиции певец стал настоящим голосом российского гражданского общества.
Liberation: Была ли ваша художественная деятельность всегда тесно связанной с вашей политической позицией?
Юрий Шевчук: Разумеется, какой артист может работать по-другому? Любой автор песен говорит о своей жизни, а в России можно очень многое сказать в политическом, социальном и философском плане… Наша власть не уважает народ, она обманывает его, и именно поэтому нам нужно бороться, чтобы отстоять свои права. Однако я должен признать, что в России сегодня формируется общественное движение. Люди реагируют, пишут мне, задаются вопросом, как себя вести. Я очень рад, так как подобного просто не было еще три-четыре года назад. Лидии сидели на нефти и газе, деньги поступали, и никто ни о чем не думал.
- Вы неоднократно говорили о том, что в вашей стране демократия топчется на месте. Почему?
- Демократия пытается работать, причем иногда небезуспешно. Так, например, у нас была полемика о небоскребе, который намеревался возвести «Газпром» в историческом центре Санкт-Петербурга. Люди собирались, устраивали митинги. Борьба длилась два года, но сегодня мы почти уверены в том, что эта башня так и не будет построена. В подобных случаях огромную помощь оказывает интернет.
- Играет ли интернет в России ту роль, которая не принадлежит традиционным СМИ?
- Можно взять под контроль традиционные СМИ, но как контролировать интернет? Существует множество блогов, люди пишут, говорят то, что думают, информация распространяется. Это наш собственный WikiLeaks! Бюрократы начинают понимать, что теперь им будет труднее сохранить в тайне свои грязные делишки: все очень быстро становится известно широкой публике. Интернет оказывает неоценимую поддержку. В нем постоянно кипят споры: как жили при коммунизме, как построить капитализм, стоит ли разработать новую модель? Конечно, есть множество людей, которые ничего ни о чем не думают, но во Франции все обстоит точно также, правда?
- Разделяет ли вашу позицию новая российская музыкальная сцена?
- В одном лишь Санкт-Петербурге существует около 3 000 рок-групп. Рэп также развивается быстрыми темпами и представляет множество критически настроенных к власти песен. Разумеется, по телевизору показывают одну попсу, потому что она проста для производства и понимания. Для меня это музыкальный фаст-фуд.
- Несмотря на вашу популярность, вы не часто появляетесь в СМИ…
- Из-за моих политических взглядов моей группе закрыт доступ на крупные национальные телеканалы. На радио крутят только мои лирические и спокойные песни, лишенные всяческого политического подтекста. Хотя, в общем-то, это не так страшно, так как российская молодежь все меньше смотрит телевизор, где все – одна пропаганда… Во времена СССР наши выступления тоже не показывали. И несмотря на это, вся страна знала все наши песни наизусть.
- Вы стали голосом российской оппозиции. Как вы к этому относитесь?
- Я считаю это забавным. Я стараюсь воспринимать все с юмором, и это мне помогает. Сейчас многие говорят «Шевчука в президенты!». Я отвечаю, что не могу, готовлюсь к новым гастролям и слишком занят. [Смеется] Гражданская позиция очень важна, однако главное – это музыка.
- Французская пресса по-прежнему критически настроена по отношению к России. Почему?
- Россия – это не только Путин. Россия – миллионы людей, которые думают, интеллектуалов, нормальных и хороших людей… Слава Богу!