В Литве, где новости из-за рубежа редко появляются на первых страницах СМИ, а сами жители мало интересуются даже тем, что происходит в соседней Латвии, Беларуси, Польше или Калининградской области России, вряд ли много что знают о Казахстане. Между тем, от этой страны к Литве в ходе работы недавнего саммита ОБСЕ перешло председательство в этой организации.
Казахстан – 9 страна в мире по величине. Ее население составляет порядка 15 млн человек, среди которых есть представители около 130 народов. Климат в этой стране суровый. Особенно зимой, в этом DELFI убедился, посетив столицу Казахстана Астану на несколько дней.
О лидере нации
Нынешний президент Казахстана Нурсултан Назарбаев руководит страной без малого 21 год. А президентом является с 1990 года. Авторитет его, судя по слегка преувеличенному порой пиетету со стороны граждан, очень высок. Хотя, возможно, так кажется человеку, приехавшему из другой части света.
Однажды в разговоре журналист местного телеканала на слишком, по его мнению, громкую реплику литовского коллеги по поводу президента, заметил: «Не знаю как у вас в Литве, а у нас в Казахстане так громко о президенте разговаривать не принято». На итоговой пресс-конференции саммита его встречали и провожали, стоя и аплодируя.
Своей «сильной рукой», сторонник туранского направления евразийства Нурсултан Назарбаев ведет свою страну уверенно. В каком направлении? В нынешнем мире не может быть иного направления, кроме демократии, иначе это может грозить бомбардировками. Сам Назарбаев во время выступления на саммите заметил: «Мы насаждаем демократию там, где ее никогда не было».
И действительно, не считая периода «советской демократии», демократии тут не наблюдалось. Не наблюдается и сейчас. Впрочем, как в большинстве стран на постсоветском пространстве.
Кстати, в Казахстане очень уважают философию евразийства, что, в общем, заметно и по лексикону руководителей государства. Во многом это связано и с географическим расположением. Здесь знают все его направления, в том числе и Александра Дугина. Только для казахов он не один из идеологов нынешних российских властей, а один из представителей евразийского течения.
Главный национальный университет носит имя Льва Гумилева. Ректор университета Бахытжан Абдраимов в разговоре с DELFI сожалел, что Гумилева не так уважают на родине, в России, как в Казахстане. «Он написал труд «Древняя Русь, Великая степь». Обратите внимание, Великая степь», – подчеркивал ректор, кстати, один из авторов доктрины национального единства Казахстана и некогда член Народного фронта Латвии.
Но, вернемся к «лидеру нации», как его называют. Назарбаеву удалось выстроить нормальные отношения с соседями, международными организациями, а также мировыми лидерами, причем на личном уровне. Именно президент Казахстана определил с своих работах приоритеты внешней политики страны и национальную стратегию – «казахстанский путь». Иными словами, страна занимается активным национальным строительством со всеми присущими этому плюсами и минусами. Только что-то это очень сильно напоминает…
Жемчужина – Астана
Новая столица Казахстана, которая считается президентским детищем и, по сути, символом устремлений страны – быть современным, сильным государством – поражает. Основанный чуть больше 10 лет назад, город возник буквально на глазах поколения, выросшего в годы независимости Казахстана.
На первый взгляд, эти громадные современные здания на ровной поверхности степи сами за себя говорят об амбициях, как самого президента, так и его страны. В город, по данным экспертов, было вложено порядка 10 млрд. долларов собственных средств государства, это без учета иностранных инвестиций.
Наличие практически всех элементов системы Менделеева позволяет стране при, как отмечают, «мудром руководстве президента», вкладывать в свою столицу. Зачем Назарбаеву было переносить столицу из Алма-Аты? Специалисты по Казахстану считают, что этому было несколько причин.
Во-первых, в Алма-Ате крутилось практически 80% всех капиталов страны. Кроме того, Алма-Ата находится вдали от географического центра страны, близко к границе. Отмечают и тогдашнюю борьбу за власть между кланами и связанную с этим коррупцию. Среди причин переноса указывают и на сепаратистские настроения русских, населяющих Северный Казахстан.
Чиновникам пришлось переселиться в одночасье в новую еще не построенную столицу и жить в «хрущевках» Целинограда, которому в том время уже вернули старое название – Акмола. Сейчас Астана – это почти миллионный город с внушительными, порою, пафосными строениями. В нем пока еще не выросли деревья, поэтому и ветра ощущаются крайне чувствительно. Как отметила одна из представителей городской администрации, в городе не успевают строить детские сады и жилье. Подстать размаху и цены.
Один из сотрудников посольства в Литве накануне поездки в Астану заметил: «Приготовься, город дорогой, цены почти как в Москве». В магазинах много белорусской продукции, есть и литовская молочная продукция. Как заметила казахстанская коллега, литовская молочная продукция очень популярна. Если говорить о средней зарплате в столице, то, по словам таксиста, обычный человек в среднем зарабатывает порядка $400 в месяц.
42 вагона кислоты в сутки
Журналист государственного издания, газеты «Рудный Алтай», из Усть-Каменогорска Владимир Никифоров, выходящей в регионе Восточного Казахстана, доволен как своей работой, так и материальным положением.
Восточный Казахстан – регион, где проживает 1,5 млн. человек. В их числе более 100 национальностей, в том числе и литовцев, потомков тех, кто был выслан сюда в советское время. Будни жителя казахстанской провинции обычны и неприхотливы, а расстояния между регионами, отмечает В.Никифоров, исполинские. Одна его область по территории равна территории Италии.
Говоря о зарплатах в провинции, журналист привел цифру в 57 000 тенге (немногим более 1000 литов) – это зарплата рядового устькаменогорца из города металлургов. «Есть дефицит кадров, поэтому есть и определенная безработица, – отмечает журналист. – Привозят тех, кто работает вахтовым методом, поэтому среди своих есть безработные».
По его словам, чтобы занять неквалифицированных рабочих государство выделяет средства. «Они ремонтируют школы, больницы, дороги. На этой программе наша область освоила около 10 млрд. тенге в этом году», – рассказывает собеседник.
Население Казахстана не настолько мобильное, как, возможно, европейцы, отмечает журналист. «В селах живут люди степенные – картошка, скотина – они надеются на себя, – подчеркивает он. – Их не так сильно поднять на что-то, поскольку они знают, что должны пахать сами. В то же время есть адресная социальная помощь тем, у кого нет работы, многодетным семьям. Им выплачивают пособие, поэтому кто работает, тот живет вполне нормально».
В Усть-Каменогорске есть проблемы с экологией и, как следствие, со здоровьем населения. Металлургам на работе приходится дышать диоксидом серы. Свинец, цинк, титан, магний и вдобавок к этому урановые топливные таблетки…
«Экологическую проблему пытаются решить, но не так-то просто. У нас строят новый завод, который будет производить серную кислоту. И с учетом медных заводов в городе будет производиться 42 вагона кислоты в сутки. Вот наша проблема», – рассказывает журналист.
Насчет демократии
Казахстану часто приходиться слышать в свой адрес упреки в ущемлении демократических прав и свобод. Правозащитники накануне перехода к нему председательства в ОБСЕ выражали открытый протест против «недемократической страны» в качестве председателя организации. Госсекретарь США Хилари Клинтон, которая провела накануне саммита встречу со студентами и членами неправительственных организаций Казахстана в стенах Евразийского национального университета, выслушала от последних немало вопросов по проблеме соблюдения прав человека.
Одна из женщин попросила помощи в освобождении своего мужа, журналиста, которого назвала политзаключенным. Госпожа Клинтон довольно сдержанно и в стиле демократического сочувствия ответила практически на все вопросы, пообещав поднимать вопрос защиты прав человека и демократических свобод на всех уровнях.
Этим летом посол Казахстана в Литве Гелимжан Койшыбаев в разговоре с DELFI недоумевал, отчего его президента считают авторитарным правителем: «Мы движемся постепенно, не все может быть сделано сразу. Сейчас у нас президентская республика, потом, возможно, будет президентско-парламентская, а потом, вероятно, когда-то мы перейдем и к парламентско-президентской. В условиях, в которых находилась страна после развала СССР, нельзя было иначе, кроме как руководить сильной рукой. Иначе бы не удалось избежать этнических конфликтов».
Если вспомнить события конца 1980-х, к примеру, расстрел демонстрации в Алма-Ате, сепаратистские настроения в Северном Казахстане, где проживает много русских, другие события, то стоит согласиться, что после развала СССР ситуация была не из простых.
Пресса и госзаказ
Как работает пресса? «Я представляю государственное издание «Рудный Алтай», наш тираж 12 000 – русскоязычная газета, – рассказывал В.Никифоров. – Столько же выходит и на казахском языке. Мы выполняем госзаказ областного акимата (самоуправления). Они дают нам заказ, который мы отрабатываем, работая на имидж исполнительной власти».
В регионе выходят и другие газеты, которые стоят на более критических позициях. Однако и они имеют госзаказ и отрабатывают его. «Они часто критикуют власти, а мы власти совсем не ругаем, сознательно выражаем политику учредителей и проводим политику президента», – отмечает журналист.
Коллега из столичного издания, который попросил не называть его имени, отметил, что давление на СМИ есть. Однако при этом подтвердил: «Если бы не госзаказ, за который идет борьба между всеми изданиями, то выжить довольно трудно».
Саммит – как возможность рекламы
В этом году Астана принимала саммит ОБСЕ. Событие для организации значительное. Последний саммит проходил в 1999 году в Стамбуле. Еще более значимым событием саммит стал для Казахстана – первой страны на постсоветском пространстве, которой было передано кресло председателя. И Казахстан постарался использовать эту возможность.
Отвечая на вопрос литовских журналистов о том, во сколько при нынешних сложных экономических условиях обойдется Литве председательство в организации, президент Литвы Даля Грибаускайте заметила, что это в первую очередь это не вопрос денег, а вопрос мотивации. По ее словам, Казахстан успешно использовал возможность и стал "центром среди бывших советских республик".
Правда, стоит напомнить и во сколько стране обошлась такая реклама. Только на проведение саммита было потрачено 11 миллионов евро.
В Казахстане за годы его независимости прошло два съезда лидеров мировых религий, для чего специально был выстроен впечатляющий Дворец Мира и Согласия. Мир и согласие для страны, где проживает порядка 130 народностей и представителей различных религий – вопрос актуальный.
Однако при всем вышесказнном нельзя забывать и о другом, а именно, об интересе таких стран, как США, Китай, стран ЕС и, конечно, России, к этому региону. Китай и Россия представлены солидными инвестициями. Чтобы понять силу интереса США, достаточно взглянуть на посольство этой страны в Астане. Неподалеку Афганистан, а здесь – ресурсы. И их много. Посольство похоже на компактную военную базу.
Кроме того, стоит учесть, что по некоторым данным США перекинули средства, выделявшиеся в свое время на финансирование Восточной Европы в регион Центральной Азии, а работа в тройке ОБСЕ ведется с участием советников США.
Литовский аспект отношений
Казахи интересуются и Литвой, ее опытом, поскольку не стесняются признаться, что им в некоторых областях хозяйства его не хватает. Казахстан – крупнейшая страна мира, не имеющая выхода к мировому океану, поэтому выход к Балтике для казахов актуален.
Крупнейшим инвестиционным проектом Казахстана на данный момент является строительство так называемого «Нового шелкового пути», транспортной артерии, которая бы соединила Китай через Казахстан и Россию с Балтикой. Литву также интересуют проекты транспортных коридоров. Что касается других областей сотрудничества, то нельзя сказать, чтобы они были сильно развиты, однако, как говорил посол Казахстана в Литве этим летом, они заинтересованы в том, чтобы отношения развивались.
Дипломатические отношения с Литвой были установлены в 1992 году. С тех времен в Казахстане дважды побывал президент Альгирдас Бразаускас и один раз - президент Валдас Адамкус. Приезжал в Литву и Нурсултан Назарбаев в далеком уже 2001 году. За 2008 год товарооборот между Казахстаном и Литвой составил 179,8 млн. долл. США (экспорт – 61,4 млн. долл., импорт – 118,4 млн. долл.), и, по словам Г.Койшыбаева, он постоянно увеличивается. В 2009 году он достиг 250 млн. долларов.
Собственно о Казахстане
Казахстан – девятое по величине государство в мире. Его население составляет порядка 15 млн. человек, среди которых есть представители около 130 народов. Климат – суровый, следовательно, и условия для проживания не самые удобные. Особенно зимой. Выражаясь образно, сигареты «Казахстан облегченные» крепче местного литовского красного Marlboro.
Находясь между Китаем и Россией, соседствуя с исламскими Узбекистаном и Туркменистаном, казахи находят возможность разговаривать со всеми, что и выражается в формулировке «многовекторной внешней политики». О многовекторности, кстати, любят говорить президент Беларуси, который раскинул вектора своей политики от Венесуэлы до Ирана, и в России, газовая и нефтяная многовекторность которой, объясняется «прагматичными интересами».
Многовекторность, на субъективный взгляд, означает одно – брать то, что тебе нужно у всех, не ссорясь. Как острил один французский дипломат, комментируя в письме Венский конгресс: "Стороны жмут руки, улыбаясь, расстаются навсегда".
Но гостеприимство казахов, умение выслушать и подготовить взвешенный ответ – одна из отличительных черт этого народа. И им можно доверять. Поэтому с ними имеют дело.
Евразийский ректор
Сидя в своем кабинете, где на столе стоит скульптура Льва Гумилева, ректор Евразийского национального университета им. Льва Гумилева Бахытжан Абдраимов рассказал об университете и системе образования, которому в Казахстане уделяется пристальное внимание. Причем, ректор университета страны, богатой природными ресурсами, и о студентах говорит не иначе, как о сырье, с которым он имеет дело. В стране действует программа, согласно которой выпускник школы или студент может выбрать любой университет мира и, пройдя конкурс, отправиться учиться. Государство берет на себя расходы.
Ректор университета, которого назначает президент, отметил, что национальные ВУЗы, которых в стране несколько, а Евразийский один из главных, финансируются государством по числу студентов. «Даже в самые сложные времена нельзя экономить на образовании», – уверяет он.
Бесплатное обучение гарантировано всем. В стране единый национальный экзамен, по результатам которого студенты выбирают себе факультет. С трудоустройством, по словам ректора, «по крайней мере, у студентов моего университета», проблем нет.
Б.Абдраимов: сторонник всего казахского. Он уверен, что все граждане Казахстана рано или поздно перейдут на казахский язык. «Уже сейчас, вы придите с детский сад, русские люди отдают своих детей в казахские сады, потому что понимают, что без государственного языка никак не обойтись», – уверял он.
Исчезновение русского языка в Казахстане – вопрос времени
В Казахстане русский язык носит статус языка межнационального общения. Но, как заметил один литовский коллега, его исчезновение здесь – вопрос времени. По его наблюдению, а он был в Астане летом, вывески на министерствах висели на двух языках, сейчас – лишь на казахском языке.
И еще по поводу языка. Во время встречи с Хилари Клинтон один молодой человек начал задавать вопрос на казахском. Его прервали, на что он сказал: "Смотрите – я не могу задать вопрос на казахском языке, потому что никто не переводит вам. Я могу сделать это лишь на русском или английском», – говорил представитель одной из неправительственных организаций уже на чистом английском языке.
Постановка вопроса заставляет задуматься о том, существует ли языковая проблема в Казахстане.
И последнее
И последнее, на что хотелось бы обратить внимание – это отношение к прошлому. История Казахстана на самом деле была не безоблачной. Войны кланов, каганатов, завоевания Чингиз Хана, внутренние распри между казахскими кланами в средние века в итоге, вкупе с уйгурской угрозой, привели казахские земли в состав Российской империи. Россия проводила не самую проказахскую политику, жестко подавляла национальные выступления, не говоря уже о том, что до казахской культуры и языка ей было не очень много дела.
Потом наступили времена Октябрьской революции и борьбы басмачей с большевиками, а после – весь набор сталинских «прелестей»: репрессии, ссылки, коллективизация. В период с 1929 по 1933 в Казахстане погибло почти 2 млн. человек. В советское время был нарушен традиционный уклад жизни казахов, освоение «новой целины» привело к нарушению уникальной экосистемы степи. Семипалатинск на долгие годы отравил окружающую среду. В советское же время, в Казахстан приехало или было сослано большое число представителей разных народов, входивших в состав СССР, что, по словам самих казахов, только обогатило их страну.
Казахи помнят все. Есть музей на месте сталинского Акмолинского лагеря для жен врагов народа. Отмечают и 9 мая – День победы. Помнят и старательно изучают историю казахского народа. В этом смысле они воспринимают непрерывность исторического процесса, через который их народ прошел, и живет дальше.
Хотелось бы закончить свой краткий и довольно поверхностный очерк словами известной песни: I am а man of the past, living in the present, looking for the future. Только стоит заменить слово man, на слово state. Такое впечатление оставило короткое знакомство с Казахстаном. Показалось, что в нем – главное не человек по отдельности, а народ, нация и государство, которому этот народ служит.