Англосаксы называют это nation branding. Этот термин пришел из мира рекламы. Nation это страна, государство, а branding – марка, брэнд. В целом это означает коммуникационные техники и методы, которые служат продвижению имиджа той или иной страны. И в самом деле, в ходе перекрестного года Франция-Россия страны обратились к специалистам по nation branding. Мы постарались понять, как коммуникации, связи с общественностью помогли России улучшить свой имидж, а Франции – усилить экономический рост. Культура поддерживает бизнес – вашему вниманию репортаж Александры Ренар, Элен Фрад и Марго Дюкэнь.
Российский президент, кажется, доволен – он вместе с супругой торжественно открывает выставку «Святая Русь» в Лувре. 2010 год – год России во Франции и год Франции в России. Это культурное событие обошлось в 12 миллионов евро, однако может принести гораздо больше, если верить словам генерального комиссара перекрестного года Франция-Россия.
Николя Шибаефф (Nicolas Chibaeff), генеральный комиссар Года России и Франции: Год России во Франции и Франции в России довольно удачно совпал с оживлением интереса французских компаний к потенциалу, возможностям российского рынка и российского общества.
Все так, бизнес всегда довольно близок к культуре. Год России – отличная возможность для Москвы улучшить свой имидж во Франции, а для Франции – заняться дипломатией.
Николя Саркози, президент Франции: Франция рассматривает Россию как своего стратегического партнера. Россия – друг Франции.
Друг, который заслуживает помощи со стороны добрых фей пиар-индустрии – Медведев прибегнул к услугам крупной французской консалтинговой компании под названием Euro RSCG. Однако ее специалисты по стратегии развития брэндов не пожелали высказаться на эту тему.
Не очень-то для сотрудников компании по связям с общественностью.
Что ж, мы обратились к их конкурентам. Фирма Publicis знает свое дело – они работали над годом Китая.
Паскаль Бекле, вице-президент Publicis: Разумеется, всякая страна нуждается в брэндовом имидже – ведь мы живем в глобализированном мире международной конкуренции. Если такого имиджа, брэнда нет, довольно сложно привлекать инвесторов, они уйдут к соседям. Сложно экспортировать товары – будут покупаться товары других стран. Без сложившегося брэндового имиджа стране тяжело привлекать туристов.
Среди сильных брэндов России – брэнд Путин. Премьер-министр, бывший президент России и бывший полковник КГБ. Правильно это или нет, но Путин – движущая сила образа современной России. Он отлично усвоил правила пиар-игры, однако слишком активные усилия по созданию положительного образа России приводят к тому, что мы вспоминаем ее бесславное прошлое.
Александр Мельник, бывший пресс-атташе посольства России во Франции: Если говорить о коммуникационных инструментах сегодняшней российской дипломатии, на мой взгляд, то они несут в себе следы советской пропаганды. ТО есть, коммуникации строятся сверху вниз, информация исходит сверху.
В глазах международной общественности Россия остается страной, которая одновременно завораживает и устрашает. Невзирая на культурные мероприятия в рамках перекрестного года Франции и России.
Джон Лафлэнд (John Laughland) из Института демократии и сотрудничества: На настоящий момент я плохо вижу реальные результаты в смысле имиджа России. Я даже склоняюсь к мнению, что операция изначально была обречена на провал, потому что это нелепо – представлять Россию на мировой арене как страну без проблем. Напротив, это страна, которая находится перед лицом серьезнейших вызовов, и все это знают.
Итак, каковы прибыли от культуры? Франция продала штаб-квартиру метеорологического центра России более чем за 60 миллионов евро. Ранее это здание было обещано Саудовской Аравии.
Кроме того, Париж планирует продать Москве вертолетоносцы класса "Мистраль".