Перевод предоставлен изданием "Курсор" (Израиль)
Политическая слабость премьер-министра Биньямина Нетаньяху и ненадежность того грубого шва, который скрепляет разрозненные части его правительственной коалиции, в очередной раз проявились в ходе правительственного кризиса вокруг проблемы армейских гиюров.
С одной стороны, на него оказывает давление председатель партии НДИ Авигдор Либерман, требуя от Нетаниягу поддержать законопроект депутата Давида Ротема и утвердить армейские гиюры в обход главного раввината. С другой стороны, председатель партии ШАС Эли Ишай, обеспокоенный пошатнувшимся статусом главного сефардского раввина Шломо Амара, которому покровительствует рав Овадья Йосеф, угрожает выходом из коалиции.
Между двумя этими полюсами пытается посредничать министр юстиции Яаков Неэман, рассчитывающий изыскать компромиссное решение. Однако любой выбор, который будет вынужден сделать Нетаньяху (включая компромиссный вариант, который, возможно, сумеет найти глава минюста) со всей ясностью обнажает искусственность коалиции, созданной лидером Ликуда, демонстрирует изначальную ошибку главы правительства, допущенную им при ее создании.
Законопроект Давида Ротема и неготовность партии ШАС идти на любой компромисс – два характерных примера коалиционных проблем нынешнего правительства. Руководители партии "Наш дом - Израиль" пекутся исключительно об интересах своих потенциальных избирателей, среди которых граждане, прошедшие гиюр во время службы в ЦАХАЛе. Как и в случае с законом о гражданских союзах, который инициировала НДИ, партия Либермана на заинтересована в ликвидации религиозной монополии ортодоксального раввината. Все, что ее интересует, это "особый маршрут" для тех репатриантов из стран бывшего СССР, которые не являются евреями по Галахе. ШАС ведет себя подобным образом: лидеров партии религиозных сефардов интересует лишь статус "ее собственных" раввинов.
Обе партии не намерены нарушать монопольное влияние иудейской ортодоксии в интересах всех граждан Израиля, включая командование ЦАХАЛа, которое несет ответственность за армейские гиюры, а теперь совершенно беспомощно и не может противопоставить что-либо деспотии ортодоксального истеблишмента.
Эта ортодоксальная деспотия, достигшая в последнее время рекордных высот (галахическое "постановление" раввинов-расистов, запрещающих евреям сдавать жилье арабским гражданам; призывающие к неподчинению приказам раввины "йешивот-эсдер", религиозных заведений, студенты которых служат в армии), все больше отдаляет Израиль от остального еврейского мира.