Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
В России план строительства автострады гасит надежды

Активисты сомневаются, что Медведев сдержит обещание: дорогу через лес все равно строят

© РИА Новости / Перейти в фотобанкВырубка Химкинского леса началась в районе аэропорта "Шереметьево"
Вырубка Химкинского леса началась в районе аэропорта Шереметьево
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Приказав в августе остановить строительство спорной автострады через подмосковный лес, президент Дмитрий Медведев произвел на активистов впечатление человека, занявшего не часто встречающуюся позицию — и это вывело сугубо местный экологический спор на общенациональный уровень, став испытанием его верности обещанию сделать политическую систему в России ближе к народу.

Приказав в августе остановить строительство спорной автострады через подмосковный лес, президент Дмитрий Медведев произвел на активистов впечатление человека, занявшего не часто встречающуюся позицию — и это вывело сугубо местный экологический спор на общенациональный уровень, став испытанием его верности обещанию сделать политическую систему в России ближе к народу.

Во вторник, завершив заказанное Медведевым дополнительное расследование, государство дало добро на возобновление реализации проекта по первоначальному маршруту. Это решение вызвало гневные крики активистов экологических и местных организаций; по их словам, оно вызывает сомнения в том, что либеральная риторика Медведева — это не просто риторика.

«Если бы он был сильным президентом, то принял бы иное решение, — считает Ярослав Никитенко, лидер организации "За Химкинский лес" (благодаря ее протестам к кампании противодействия строительству дороги было привлечено внимание всей страны). — Это была лакмусовая бумажка, по которой понятно отношение власти к народу».

Принятое Медведевым в августе решение приостановить строительство дороги и подвергнуть проект дополнительному прозрачному рассмотрению привело в восторг ее противников, хотя даже маршрут остался прежним. Казалось, что, сделав этот шаг, Медведев противопоставил себя могущественным чиновникам, одобрившим первоначальный маршрут, в том числе тогдашнему мэру Москвы Юрию Лужкову и премьер-министру Владимиру Путину. Общепринято, что Медведев, которого выбрал в президенты Путин в 2007 году, является более слабым партнером в правящем тандеме в России.

О своем решении в августе Медведев объявил через свой видеоблог. Во вторник он ничего не говорил об этом вопросе на публике.

Кремлевские официальные лица выступили в поддержку этого решения — признака наступления большей открытости; по их словам, это было очевидным признаком важности диалога с гражданскими объединениями по спорным проектам.

«Глава государства считает, что пример Химкинского леса должен стать уроком необходимости подобного диалога», — заявила, общаясь с журналистами, пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова. По ее словам, президент считает, что дополнительные дискуссии привели к изменениям, которые смягчат последствия реализации проекта для сохранности леса.

Медведев пробыл президентом уже более двух лет, и в этот период он вселил надежды в сторонников демократии, призывая к большей открытости и к конкуренции в политической сфере. Но критически настроенные наблюдатели считают, что за обещаниями слишком долго не идут никакие реальные перемены, как-то: ослабление политической монополии правящей партии и контроль Кремля над государственными СМИ.

«Ситуация очень сложная, потому что мы бы и хотели поддержать его, но это должен быть обоюдный процесс, — комментирует экономист из склоняющегося к либерализму института, иногда консультирующего Кремль, Евгений Гонтмахер. — На данный момент все остается на уровне риторики».

Никитенко и его союзники считают, что принятое во вторник решение разочаровало их в Медведеве. Они пообещали вступить в оппозиционные группировки и бросить вызов кремлевскому кандидату на президентских выборах 2012 года.

По мнению политологов, ждать, что при Медведеве произойдут большие перемены, — это нереалистично, учитывая его готовность обеспечивать стабильность нынешнего правящего тандема. Медведев, по их словам, действует осторожно, но что-то все-таки меняет.

«Это другой президент, — считает Глеб Павловский, политический консультант, сотрудничающий с Кремлем и участвовавший этой осенью в некоторых слушаниях по химкинскому вопросу. — Он внимательнее относится к народным протестам и требует диалога по важным вопросам».

Когда президентом был Путин, то, по словам политического консультанта из Москвы Алексея Макаркина, «гражданское общество считалось не партнером властей по диалогу, а врагом, существующим при поддержке западного капитала».

В качестве примера перемен кремлевские чиновники и аналитики указали на принятое на прошлой неделе городскими властями Санкт-Петербурга решение уступить требованиям народа и перенести планируемое место строительства небоскреба, вызвавшее протесты из-за угрозы испортить исторический облик города. Ранее в этом году Медведев выражал сомнения в правильности первоначального плана.

В случае же с Химкинским лесом Никитенко и прочие активисты считают, что процесс пересмотра плана, последовавший за отданным в августе приказом Медведева, был чистой формальностью. Они осудили предлагаемые изменения (отказ от строительства магазинов вдоль лесной дороги и посадку деревьев в соседнем районе в качестве компенсации за вырубаемые), считая их недостаточными для защиты леса. Вину за выбор маршрута они возложили на существующие, по их мнению, незаконные коррупционные связи между властями и инвесторами. Сторонники строительства дороги отрицают существование подобных связей.

Государство выступило в защиту пересмотра проекта. По словам его представителей, изменение маршрута задержало бы ввод дороги в строй на четыре года, то есть до 2017 года, и потребовало бы переселения десятков местных жителей в новые квартиры.

Эта дорога станет первым участком новой автострады, которая соединит Москву с Санкт-Петербургом; она отчаянно необходима, чтобы сгладить проблему огромных пробок на существующем шоссе, построенном еще в советские времена. Из-за пробок поездка из центра Москвы в главный международный аэропорт города, расположенный сразу за Химкинским лесом, превращается в многочасовую пытку.