Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Админреформа: попытка первого шага

© REUTERS/Konstantin ChernichkinДень рождения Украины
День рождения Украины
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Эксперты дали оценку первому этапу административной реформы. Президент Украины Виктор Янукович начал на Украине административную реформу. В частности, глава государства сократил количество министерств с 20 до 16 и утвердил новый состав кабинета министров. Административная реформа также предполагает существенные изменения в структуре исполнительной власти.

Эксперты дали оценку первому этапу административной реформы.

Президент Украины Виктор Янукович начал на Украине административную реформу. В частности, глава государства сократил количество министерств с 20 до 16 и утвердил новый состав кабинета министров. Административная реформа также предполагает существенные изменения в структуре исполнительной власти. Эти изменения «Главреду» прокомментировали, а также рассказали о преимуществах и недостатках начатой админреформы эксперт Центра политических исследований и конфликтологии Денис Кирюхин и заместитель главы Центра политико-правовых реформ Виктор Тимощук.

Основная угроза – гиперцентрализация исполнительной власти

Все изменения, начатые после Указа президента «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти», с большой натяжкой можно назвать административной реформой, считает заместитель главы Центра политико-правовых реформ Виктор Тимощук. «Любая реформа предполагает качественные изменения, а не просто сокращение количества органов», - добавил он.

Однако, по словам эксперта, начатая Виктором Януковичем административная реформа содержит ряд позитивов. Во-первых, наконец-то политики стали признавать наличие серьезных проблем в системе государственного управления и неэффективность бюрократической машины, отметил Тимощук.

Во-вторых, произошло сокращение количества министров. «Это – большой плюс для эффективности работы Кабинета Министров как коллегиального органа и для четкой приоритезации государственной политики», - объяснил юрист.

В-третьих, специалист считает, что сочетание постов вице-премьер-министров с министерскими должностями тоже позитив, поскольку «делает деятельность правительства эффективнее».

И в-четвертых, появилась попытка определить четкие миссии центральных органов исполнительной власти, заметил Виктор Тимощук. «То есть, если орган осуществляет инспекционную и контрольно-надзорную деятельность, значит, это – инспекция. Если он управляет объектами государственной собственности, то это – агентство», - добавил эксперт.

Однако, по мнению Тимощука, начатая админреформа содержит немало угроз и негативов. «Первым и главным из них является то, что статус центральных получили все органы исполнительной власти. Это – юридическая казуистика. Сегодня, когда правительственные органы ликвидируются как класс, получается, что у всех остальных органов повышается статус – они становятся центральными и зависимыми, прежде всего, от Президента», - объяснил законодатель. То есть, по его словам, в Украине выстраивается гиперцентрализованная модель исполнительной власти, когда все решения будут приниматься Президентом или администрацией президента.

Кроме того, Тимощук считает, что была нарушена технология проведения реформы. «До начала реформы стоило утвердить определенный официальный документ, концепцию, программу, чтобы и общество, и политики, и госслужащие понимали, что происходит. К сожалению, эта технология нарушена, и реформа остается непонятной, вызывает подозрения и у общества, и у политиков», - отметил эксперт.

Также, по мнению Виктора Тимощука, разграничивая службы, агентства, инспекции, не удалось преодолеть конфликт интересов в службах. «Сохранился заложенный конституционный конфликт интересов, когда один орган и оказывает услуги, и осуществляет контрольно-надзорную деятельность. Это нивелирует смысл такого реформирования», - заметил эксперт.

Оценивать админреформу рано

Административная реформа Виктора Януковича содержит позитивные тенденции. Но весь позитив может сойти на нет, если реформа не будет системно и последовательно реализовываться, и не будут внесены изменения в законодательство, считает эксперт Центра политических исследований и конфликтологии Денис Кирюхин. По его мнению, еще рано оценивать реформу или ее первый этап.

«Я бы не расценивал указ Президента №1085 как первый шаг. Это – всего лишь попытка предпринять первый шаг. На этой неделе в парламент будет внесен пакет законопроектов о внесении изменений в действующие законы, тогда можно будет более-менее четко увидеть, в чем заключается первый шаг проведения этой реформы», - заметил политолог.

Основным недостатком первого шага реформы эксперт считает непредставление обществу четкой концепции реформ. «У нас нет видения того, что мы, собственно, строим. А в таком случае эту реформу мы не закончим никогда», - добавил он.

Борьбу с коррупцией, сокращение бюджетных расходов, о которых представители власти говорят как о целых реформах, Кирюхин отнес к задачам, которые должны быть решены во время реформы. «Это не может быть основной целью всей системы реформирования. Цель – повышение эффективности работы государственной власти», - отметил политолог.

Основным позитивным моментом Денис Кирюхин считает попытку размежевать функции органов исполнительной власти – политические, административные и функции контроля. Кроме того, эксперт назвал позитивом сокращение количества заместителей у министров и введение должности руководителя аппарата при министерстве. По его мнению, это поможет министерству работать стабильно и согласованно, а смены министров не будут приводить к смене всего аппарата министерства.

Не стоит ожидать от админреформы экономии средств

Сокращение численности государственных служащих неправильный и популистский подход, считает заместитель главы Центра политико-правовых реформ Виктор Тимощук. «Реорганизация структуры происходит с целью обеспечения сокращения госслужащих на 30%. Для людей это звучит заманчиво: «сократить дармоедов, бюрократов». Но это – совершенно неправильный подход. Нельзя так делать, не сокращая функции, которые осуществляет государство», - объяснил законодатель.

В ситуации, когда сокращается количество служащих, а функции остаются теми же, по мнению эксперта, появляется риск образования очередей. «Поскольку люди должны будут обслуживать большее количество посетителей и контролировать большее количество предприятий», - добавил законодатель.

Кроме того, по словам Тимощука, это сокращение будет осуществляться без понятных критериев. «Нет процедуры, а потому есть высокий риск того, что это будет делаться по собственному усмотрению руководства органов, и будут увольнять «неугодных», а не худших работников», - отметил эксперт.

Также Виктор Тимощук считает, что не стоит ожидать от реформы экономии средств. «Поскольку сотрудники ликвидированных органов будут вливаться в министерства и другие центральные органы исполнительной власти. У них автоматически будут расти должностные оклады. Поэтому думаю, что при сокращении количества служащих экономии фактически не получится», - заметил эксперт.