Вслед за последними выступлениями в ноябре представителей прокуратуры и последними речами адвокатов теперь наступает финал: скоро будет зачитан приговор и процесс против «преступника» Михаила Ходорковского и его «сообщника» Платона Лебедева будет приближаться к своему – довольно предсказуемому – завершению.
Русские не дураки – они прекрасно понимают, что приговор суда будет вынесен «в коридорах власти», по крайней мере в этом убеждены 40% жителей страны, как показывает проведенный недавно опрос общественного мнения.
Бывший глава гигантской нефтяной компании «ЮКОС» был обвинен каким-то сюрреалистическим образом, и это произошло у всех на виду, однако никто так и не смог понять, каким образом была украдена пятая часть всей добытой в России в период с 1998 по 2003 год нефти. Если посчитать это в танкерах, то цепочка этих судов смогла бы два раза опоясать земной шар по экватору. Ходорковский виновен, совершенно определенно виновен. Прокурор – хороший и честный человек - немного подкорректировал в сторону уменьшения масштаб этой небольшой кражи: без всяких объяснений он сделал из 349 миллионов тонн похищенной нефти 218 миллионов тонн. Он действительно считает, что эти цифры более правдоподобны?
Затем такие люди как Касьянов (занимавший в то время пост премьер-министра), Христенко (в то время вице-премьер) и Греф (министр экономического развития) были вызваны в качестве свидетелей. Все они заявили, что хищение в подобных масштабах невозможно. Оно ни в коем случае не могло пройти незамеченным для них. Бедный прокурор! Беспомощно жонглирует он своими воображаемыми баррелями. «Я благодарен прокурору, который предоставил доказательство моей невиновности», - иронично заметил обвиняемый, - и ни один нормально мыслящий человек не поверит в столь абсурдный вариант».
Каждый в связи с этим процессом должен задать себе вопрос о том, почему этот опозоренный и ограбленный бывший олигарх, несправедливо просидевший в одном из сибирских штрафных лагерей уже семь лет, не выпускается на свободу? Почему он не может эмигрировать из страны? У такого варианта были бы свои преимущества: это дало бы потенциальным иностранным инвесторам определенную уверенность – тем инвесторам, которых все это, по понятным причинам, отпугивает и не позволяет им рисковать людьми и капиталами в стране, разлагающейся под воздействием повсеместной коррупции и клептократической элиты.
Однако против освобождения всегда говорила истинная вина Михаила Ходорковского, которая лежит на тем тяжелым грузом: он оказался прав в противостоянии с Владимиром Путиным. Россия принадлежит к числу самых коррумпированных стран в мире, она находится по этому показателю на одном уровне с Таджикистаном и Папуа-Новой Гвинеей, где-то между Йеменом и Демократической Республикой Конго. Кто будет инвестировать туда свои капиталы?
Череда непрозрачных политических скандалов и загадочных преступлений не вызывает большого желания заниматься там бизнесом. До такой степени распространенная коррупция «является угрозой более страшной, чем ядерное оружие», подтверждает Ходорковский. Именно он десять лет назад разработал программу строительства такой России, которая могла бы включиться в процесс модернизации и демократизации, освобождая себя при этом от политико-экономических мафиозных структур.
Еще недавно представления Ходорковского в глазах Москвы могли выглядеть преждевременными и слишком смелыми, если вообще не утопическими. Сегодня ветер поменял направление, и постепенно начинает проясняться, что является настоящей опасностью для страны – это именно Путин и печальный результат всей его деятельности. Прежде всего речь идет об экономическом фиаско: огромные доходы от продажи нефти и газа обогатили только влиятельных придворных временщиков. Промышленные и сельскохозяйственные предприятия ничего от этой манны небесной не получили, и поэтому они не имели возможности заниматься собственной модернизацией. Мировой экономический кризис всей своей мощью нанес удар по обессиленному обществу, зависимому от добычи ископаемых энергоносителей и находящемуся сейчас вследствие этого в свободном падении. Даже Медведев публично пожаловался на то, что он находится во главе парализованного «нефтяного эмирата».
Затем последовало стратегическое фиаско: ожесточенная война, которую Путин развязал в 2000 году на Северном Кавказе, и эта война еще не закончилась. Несмотря на 200 000 погибших и установление диктатуры по милости Москвы, которая правит там по своему произволу, нестабильность перекинулась на соседние республики. Перейдем теперь к катастрофическому демографическому положению, к повсеместному пьянству, широко распространенным туберкулезу и СПИДУ, к безработице и проституции, употреблению наркотиков и всеобщей безнадежности, с которой сталкивается каждый человек, как только он покидает границы крупных городов.
Лесные пожары летом этого года, с которыми российское руководство долго не могло справиться, свидетельствуют о хаосе в стране, в которой некомпетентность на самом верху приводит к тому, что людям внизу становится «все равно».
Что бы там ни говорили наивные умы и что бы ни трубили оплаченные голоса: Путин ни в коем случае не восстановил престиж России. Что касается его давнишнего ученика, который сегодня является президентом страны, а раньше был главой Газпрома, то этот второй рулевой не имеет никакой реальной власти и ограничивается тем, что произносит благочестивые речи и выступает с умеренной критикой для того, чтобы успокоить общество. Хороший полицейский, плохой полицейский - так называется эта игра, но они все равно в одной связке.
Россия погрязла в трясине коррупции, и вместе с тем она продолжает оставаться страной, чья высокая культура, несмотря на царизм, озаряла своим светом Европу до 1914 года.
Эта «другая» Россия, Россия Достоевского и Чехова, Сахарова и Солженицына, Россия Анны и Наташи не умерла. Несгибаемое сопротивление Ходорковского доказывает это. Он мог бы сбежать, но он решил остаться и противопоставить себя тому, что он называет «коррумпированной вертикали» власти. Поэтому он и виновен. Несомненно виновен, так как «на свободе», как выразился один из московских политологов, «Ходорковский в глазах народа представляется некоторой смесью между графом Монте-Кристо и Нельсоном Манделой».
Почти эти же слова сказала мне незадолго до своей смерти Анна Политковская.
Андре Глюксманн родился в 1937 году, французский философ и публицист, живет в Париже.