Эльнур Кадырова делит московскую квартиру с еще десятью женщинами из ее родной Киргизии. Недавно она нашла работу в супермаркете и теперь обычно работает по семь дней в неделю.
Это нелегкая жизнь, но возвращаться в ближайшее время в Киргизию Кадырова не планирует. Россия дает ей возможность зарабатывать намного больше, чем она могла бы получать на родине, и теперь она может каждый месяц посылать от 300 до 600 долларов семье в Бишкек.
«В Киргизии низкие зарплаты. У нас в лучшем случае платят по 130-160 долларов в месяц, - говорит Кадырова. – Здесь у меня зарплата намного выше. Я работаю без выходных, и мне за это платят больше – около 1000 долларов в месяц, за 30 рабочих дней».
Уехав работать за границу, Кадырова стала частью растущей волны трудовых мигрантов из Киргизии – страны, в которой экономическую нестабильность дополняют политическая и социальная. По данным Национального банка Киргизии, объем переводов от мигрантов, работающих в России и в других странах, за первые 10 месяцев этого года превысил 900 миллионов долларов, что примерно на 157 миллионов долларов больше суммы, которую киргизские мигранты послали домой за весь 2009 год. Эти поступления играют важную роль в валовом доходе страны с 5,5-миллионным населением, годовой бюджет которой составляет приблизительно 1,36 миллиарда долларов.
Для многих семей эти переводы – основной источник дохода. На фоне недавних киргизских волнений на политической и этнической почве они стали играть еще большую роль, помогая обеспечить социальную и финансовую стабильность обнищавшей страны.
Больше пользы?
Некоторые эксперты полагают, что реальные цифры могут превышать официальные, так как многие мигранты посылают деньги домой с родными и друзьями, а не с помощью отслеживаемых банковских и почтовых переводов.
Большинство киргизских мигрантов работает в России, Федеральная миграционная служба которой утверждает, что с января в страну въехали в поисках работы более 380 000 граждан Киргизии. Истинное число мигрантов, работающих на российских стройках, рынках и фабриках, а также в сельском хозяйстве, предположительно, намного больше. Киргизские СМИ и некоторые общественные организации говорят о 600 000.
Десятки тысяч киргизов также работают в соседнем Казахстане, в последние годы многие ищут работу в Турции, в Европе и в Соединенных Штатах.
Глава киргизского Союза предпринимателей Чингиз Макешов, жалуется, что деньги, которые мигранты посылают своим семьям, не приносят ту пользу, которую могли бы.
По его мнению, частные инвестиции в малый и средний бизнес могли бы одновременно помочь экономическому развитию страны и создать новые рабочие места. Это могло бы также стать основой надежных источников дохода для мигрантов, считает Макешов.
«Если бы этот миллиард долларов был инвестирован в экономику, это серьезно способствовало бы развитию нашей страны, - утверждает он. – Пока же эти деньги расходуются только на повседневные нужды семей мигрантов».
Недостаток доверия
Однако экономист Нурбек Ташбеков, работающий в Бишкеке в Центральноазиатском институте свободного рынка, считает, что задумываться о чем бы то ни было за пределами непосредственных нужд своих семей, мигрантам не дает отсутствие доверия к правительству и веры в будущую стабильность страны.
В 2010 году организация Transparency International включила Киргизию в список 15 самых коррумпированных стран мира. В последние годы она считалась еще и одной из самых политически нестабильных стран Центральной Азии.
Два последних ее президента были свергнуты в результате восстаний. С момента бегства президента Курманбека Бакиева, покинувшего страну в апреле, Киргизией правит президент переходного периода. Парламентские выборы прошли больше двух месяцев назад, однако киргизские законодатели все еще не могут сформировать коалиционное правительство.
Эта неопределенность заставляет таких людей, как Кадырова, считать, что их семьи будут еще долгое время зависеть от их денежных переводов.
«Работать и жить в России непросто, но у меня нет выбора, - говорит Кадырова. – Моя семья на родине зависит от денег, которые я присылаю из Москвы».