15 декабря Александр Лукашенко провел совещание по вопросам президентской кампании и обеспечения общественной безопасности в этот период. Судя по сообщениям государственных СМИ, основными вопросами, которые были рассмотрены на совещании, стали досрочное голосование и протестная акция оппозиции, планируемая на вечер 19 декабря. Оба этих вопроса, очевидно, сегодня для власти имеют первостепенное значение.
Заметим, что большую часть участников совещания составляли представители силовых структур — глава МВД Анатолий Кулешов, председатель КГБ Вадим Зайцев, министр обороны Юрий Жадобин, секретарь Совета безопасности Леонид Мальцев, а также помощник президента по вопросам безопасности Виктор Лукашенко, помощник по особым поручениям Виктор Шейман и глава службы безопасности президента Андрей Втюрин. Кампанию людей в погонах разбавил министр образования в отпуске и руководитель инициативной группы кандидата Лукашенко Александр Радьков.
«Необходимости толкать людей к участкам нет»
«Второй день как началось голосование на выборах президента страны. Я пригласил вас для того, чтобы ответственные лица смогли мне доложить о той ситуации, которая сегодня существует в нашем государстве. Как идут эти два дня, везде ли обеспечен порядок, доступ населения к участкам голосования? Везде ли нам удалось решить те проблемы, которые были поставлены перед правительством, вами по организации процесса выборов», — обратился Лукашенко к участникам совещания.
Что конкретно докладывали главе государства приглашенные на совещание ответственные лица, осталось за кадром. По основным же проблемам Лукашенко доложил сам, своей осведомленностью продемонстрировав большое внимание властей к освещению избирательной кампании в негосударственных СМИ.
В последние пару дней основной темой оппозиционных ресурсов, к коим власти причисляют все пишущие о политике СМИ, не финансируемые из госбюджета, стало досрочное голосование и основное выявленное в его ходе нарушение законодательства — принуждение к досрочному походу на участок. Впрочем, власти опять пытаются делать вид, что хождение чуть ли не строем солдат, студентов и заключенных к урнам — это не элемент обеспечения необходимого результата, а всего лишь перегибы на местах нерадивых чиновников или искаженное толкование ситуации оппозицией.
«Я, конечно, далек от того, чтобы верить всему тому, что сегодня пишут, особенно в так называемых оппозиционных средствах массовой информации. Мы это ожидали. Так, как мы ожидали, так они и действуют. Они начинают сейчас обвинять руководителей предприятий, учреждений и организаций в том, что они давят на народ и заставляют идти досрочно голосовать, — сказал Лукашенко. — Еще раз подчеркиваю: это категорически недопустимо. Если по каким-то причинам надо, чтобы люди проголосовали досрочно, по инициативе руководителей предприятий или еще там по каким-то причинам, людей надо попросить, и последнее слово — за людьми. Хотят они идти досрочно голосовать — пусть идут. Не хотят — мы их ждем 19 декабря на участках для голосования. Нет никакой необходимости сегодня подталкивать даже людей к досрочному голосованию. Людей надо просить, чтобы они обязательно проголосовали. Когда? Это их право».
Разобраться с этой проблемой Лукашенко поручил Александру Радькову и Виктору Шейману.
«Разберитесь, пожалуйста, в штабе. Свяжитесь с Администрацией президента и уточните еще раз, насколько соответствуют действительности те, там нет фактов, заявления так называемых оппозиционеров о том, что улады гонят людзей табуном на досрочное голосование. Разберитесь еще раз. Никакой спешки у нас быть не должно. Если люди не могут 19-го, попросите, пусть придут проголосуют досрочно, и точка. За кого голосовать, люди уже определились. Мы уже не в состоянии — нас десять там человек — чего-то там поменять. Люди уже определились. Поэтому надо им дать возможность спокойно прийти и проголосовать. Это наша задача — задача власти, всей власти», — заявил Лукашенко.
«Пощады никому не будет»
Судя по количеству мундиров за столом у Лукашенко, вопрос досрочного голосования — проблемный, но не в первый в списке самых актуальных. Протестная акция, которую оппозиционные кандидаты запланировали на вечер 19 декабря на Октябрьской площади, вызывает у властей нервические реакции и побуждает к резким и неадекватным ситуации заявлениям.
Первым на высочайшем государственным уровне тему возможных провокаций во время Площади-2010 поднял глава Администрации президента Владимир Макей. Его спич, конечно, был менее образный, чем четыре с хвостиком года назад у тогдашнего главы КГБ Сухоренко, но не менее конкретный — оппозицию опять обвинили во всех тяжких.
В мирный характер Площади, о чем без устали говорят альтернативные кандидаты, власти не верят. Объяснить это можно лишь въевшейся в подкорку белорусской власти убежденностью, что иных методов борьбы за власть, кроме тех, которые использует она сама, просто не существует. Отсюда и вытекают эти грубо и наспех сколоченные «профилактические» заявления о готовящихся провокациях.
«Что касается правоохранительных органов. Я вас убедительно прошу не поддаваться ни на какие провокации. Естественно, они все время кричат: «Плошча, плошча, плошча!». Еще раз хочу сказать: мы предупредили родителей, мы предупредили преподавателей вузов, техникумов, колледжей, лицеев, школ. Мы предупредили о возможных провокациях, которые могут быть в этот день, в том числе в местах массового скопления. Мы всех предупредили. Есть закон. Но ни в коем случае поддаваться на провокации, потому что им нужна картинка, хотя бы картинка сейчас, что вот, мол, такие недемократичные власти, что Лукашенко там на костях, на крови опять прыйшоў да ўлады. Им это надо. Мы подставиться не должны, — отметил Лукашенко. — Мы четко отдаем себе в этом отчет. Ни в коем случае нельзя подставиться. Действовать надо в соответствии с обстановкой. Но самое главное, не дай бог, будет совершена какая-то провокация, и, не дай бог, случится что-то с людьми. Мы должны защитить людей. Это задача правоохранительных органов, и здесь пощады никому не будет. Не дай бог, только переступит кто-то тот Рубикон, к которому вообще нельзя близко подходить. Анатолий Нилович (министр внутренних дел Анатолий Кулешов), реакция правоохранительных органов, да и военных, должна быть адекватной и жесткой. Идете с миром — туда, куда можно идти, где определено место — идите, пожалуйста, разговаривайте, митингуйте. Но если это нарушение закона, то и реакция должна быть адекватной».
«Если муха будет летать — ее никто не должен тронуть»
Впрочем, нынче власти не могут не учитывать складывающуюся конъюнктуру — к Белоруссии в ближайшее воскресенье будет приковано очень большое внимание. И официальному Минску тоже нужна соответствующая картинка, попадание в которую черных омоновских шеренг, молотящих дубинками по щитам, а то и по головам мирных демонстрантов, планом предусматривается только в самом-самом крайнем случае.
Скоординировать действия правоохранительных органов Лукашенко поручил госсекретарю Совбеза Леониду Мальцеву.
«Чтобы у нас не было ни суматохи, ни каких-то там излишних телодвижений. Вы же прекрасно понимаете, что если бы эти «мастера» на что-то были способны, они бы себя так не вели. Они просто пытаются нас спровоцировать и так далее. Мы отдаем в этом полный отчет. Никакой народ они на площадь не выведут. Народу не нужна никакая площадь. Все же прекрасно понимают, что пацанов, подростков бросят впереди, а сами спрячутся, как обычно, за спинами, или вообще сбегут, как это было всегда. Даже пацаны это прекрасно знают», — отметил Лукашенко.
«У нас достаточно сил и средств, чтобы цивилизованно и разумно противостоять этим шатаниям и разброду, — заявил официальный лидер. — Президентские выборы не должны быть омрачены не то что какими-то там стычками и столкновениями. Если муха будет летать — она должна лететь, ее никто не должен тронуть. Потому что прочность власти сегодня настолько сильна, что нам нет необходимости применять какие-то там чрезвычайные методы. Но ко всему мы должны быть готовы».
Оппозиция на вопросы о сценарии Площади предпочитает предметно не говорить, в связи с чем у общества складывается впечатление, что вечером 19 декабря лидеры, которые выведут народ на улицы, будут действовать по обстоятельствам. И власти, очевидно, этот фактор учитывают и рассчитывают на него. Главное, как говорит Лукашенко, не подставиться — перетерпеть, пока протестный запал возмущенных итогами выборов народных масс сам собой остынет на декабрьском морозе.