Джон Маккейн, сенатор от Аризоны и кандидат от Республиканской партии на прошлых президентских выборах, также является членом комитета Сената по вооруженным силам, который должен обсудить перспективы нового договора СНВ с Россией.
Figaro: Вынесение приговора по делу Михаила Ходорковского перенесли на 27 декабря. Какой сигнал по поводу России он может нести в себе?
Джон Маккейн: Этот вердикт станет ключевым испытанием, которое покажет, есть ли в России хотя бы подобие правового государства. Ходорковский, возможно, и был замешан в делах экономического характера, но держать его в тюрьме целых десять лет… Это скорее походит на личную вендетту Владимира Путина.
– Считаете ли вы его политическим заключенным?
– Скорее я считаю его заложником мафии…
– Недавно вы выразили недовольство тем, что Конгресс начинает рассмотрение нового договора СНВ в тот момент, когда должен быть вынесен вердикт по делу Ходорковского. Что следует сделать Конгрессу, если его приговорят к еще нескольким годам тюрьмы?
– Во-первых, нам известно, что судья находится под контролем Путина. Во-вторых, если решение приговорить его к новому сроку будет вынесено в тот момент, когда в Конгрессе обсуждается договор СНВ, это будет свидетельствовать о высокомерии России и ее презрении к международному и американскому общественному мнению. Как вам известно, администрация Обамы настаивает на ратификации этого соглашения, основываясь на неразумной гипотезе о том, что СНВ является жизненно важным для перезагрузки российско-американских отношений. Однако если судья вынесет обвинительный приговор Ходорковскому, это дискредитирует заявление администрации о том, что СНВ улучшит поведение России.
– Но вы в принципе собираетесь поддержать процесс ратификации договора СНВ в ближайшие дни?
– Мы до сих пор не решили целый ряд проблем, и в частности, вопрос противоракетной обороны и модернизации наших ядерных сил. Однако понятно, что администрация в любом случае будет в первую очередь ориентирована на ратификацию этого договора. Как ни парадоксально.
– Существует ли на самом деле зависимость между поведением России в области прав человека и такими вопросами, как СНВ?
– Подобного не произойдет. Тем не менее, я пытаюсь связать обсуждение природы российского режима с вопросом вхождения страны во Всемирную торговую организацию. Это хороший момент для того, чтобы дать старт настоящей дискуссии по России и политики, которую мы должны проводить в отношении этой страны. Как мне кажется, таким поведением Россия подрывает собственный статус кандидата на вступление в ВТО.
– Вы хотите, чтобы США проявили больше реализма по отношению к России. Что вы имеете в виду?
– Мы имеем дело не с мировой державой. Мы имеем дело с нацией, которая остается неправовым государством, какими бы ни были ее заявленные намерения. Как вам уже стало известно по каналам WikiLeaks, государством управляет мафиозная группа лиц во главе с Путиным. Что касается поведения России, я хотел бы указать на критическую важность грузинской проблемы. С этой точки зрения я разочарован тем, что президент Саркози недостаточно часто говорит о нарушении Россией договора о прекращении огня, в переговорах по подписанию которого он сам принял активное участие. Россия по-прежнему полной безнаказанности оккупирует 20% территории Грузии. Это должно было бы беспокоить президента Франции больше, чем кого бы то ни было.