Москва — В четверг премьер-министр России Путин пообещал провести расследование причин бушевавших в выходные беспорядков, приведших к всплеску межрасовых столкновений в центре Москвы. Он предупредил, что милиция накажет агитаторов-ультранационалистов, «подобных вирусам».
Путин еще говорил, а милиция уже заканчивала массированную операцию в десяти городах России, в ходе которой к вечеру четверга было арестовано почти две тысячи человек. По сообщениям из милиции, целью операции было недопущения любого повтора прогремевших в минувшие выходные беспорядков.
«Россия должна подавить все проявления экстремизма со всех сторон, откуда бы они ни исходили», — заявил Путин в начале своего ежегодного марафона вопросов и ответов, когда он в режиме реального времени общается с простыми россиянами по телемосту, электронной почте и СМС. Обычно сеанс общения занимает несколько часов.
Уподобив милицию иммунной системе организма, Путин сказал, что жесткие преследования экстремистов — это единственный способ сохранить гармонию в межэтнических отношениях в многонациональной структуре российского общества.
«Эта бацилла [то есть расизм] всегда присутствует в обществе, как вирусы, которые существуют во всех организмах, — сказал Путин. — Если у человека хороший иммунитет, то вирусы не развиваются. Так же и с обществом, если иммунная система у общества сильная, если общество зрелое, то эти бациллы национализма и радикализма будут сидеть тихо, на клеточном уровне, и не высовываться».
Из милиции сообщают, что только в среду в Москве было арестовано 800 человек и конфисковано большое количество личного оружия, включая ножи, электрошокеры и тупые тяжелые предметы.
Однако, по словам критиков, действия милиции не соответствуют масштабу угрозы, представляемой малочисленными ультранационалистическими и неонацистскими группировками; они предупреждают, что идущие преследования могут стать прелюдией к более широкой кампании против оппозиционеров.
«Мы наблюдаем сбой государственных институтов, а не революцию и не организованное националистами восстание, — считает редактор оппозиционной еженедельной "Новой газеты" Андрей Колесников. — У властей есть всего один метод — аресты. Но это приведет лишь к усилению режима. Возможно, именно этого и хочет Путин. Вероятно, он хочет так повысить свои шансы на повторное избрание президентом».
В основных городах России проживают миллионы лиц неславянского происхождения — таков результат многовековой экспансии Российской империи и Советского Союза в Евразии. Русские националисты особенно сильно презирают представителей меньшинств с преимущественно мусульманского северокавказского региона; в последние годы этот антагонизм был усугублен двумя войнами против чеченских сепаратистов и чередой террористических актов, из-за которых в Москве и других городах погибли сотни россиян.
«Путин сказал то же, что и всегда, что все россияне независимо от национальности должны быть в безопасности на улицах наших городов, — комментирует Галина Кожевникова, заместитель директора независимого центра «Сова», следящего за деятельностью ультранационалистических группировок. — Но он также подает и другие сигналы, составляющие повод к беспокойству. Иногда было похоже, что он обвиняет в насилии всех оппонентов, а не только националистов».
В четверг, давая интервью ежедневной московской проправительственной газете «Известия», главный идеолог Кремля Владислав Сурков сказал, что либералы, часто устраивающие акции протеста и требующие увеличить свободу собраний, виноваты во всплеске национализма.
«Москве и России нужен гражданский мир, — пишет Сурков. — Это наша "либеральная" общественность постоянно пытается установить моду на несанкционированные митинги, а националисты и гопники просто им подражают».
Многие эксперты, включая и бывшего советского лидера Михаила Горбачева, предупреждали, что России срочно нужны масштабнейшие демократические реформы, или она не избежит судьбы СССР.
В минувшем десятилетии Путин и его наследник — президент Дмитрий Медведев — работали над укреплением государства, его бюрократических структур и органов безопасности, причем зачастую за счет свободы прессы и общественной демократии.
«Путин думает, что такое государство создает стабильность, — комментирует Колесников. — Но история России говорит о другом».
Только за минувшее столетие рухнули под всеобщее ликование целых два могучих, построенных на авторитаризме и сильно бюрократизированных режима в России, то есть царский и советский.
«Вот почему в Кремле так боятся любых протестов и думают, что проблему можно решить только применением силы, — считает Колесников. — Так что у нас у всех есть большие основания к беспокойству».