Равновесие глобальной социальной сети будут меняться в сторону многополярного сценария, в котором Соединенным Штатам уже не будет принадлежать центр тяжести. Китай, Россия, Япония, Южная Африка - новые (или старые, зависит от точки зрения) действующие лица на международной арене, готовые завоевать запад после укрепления лидирующей позиции на собственных рынках. Tencent, DeNA e Mail.ru указывают новую дорогу в бизнесе социальных сетей с прекрасными финансовыми результатами под вывеской social gaming.
С подмостков Le Web 2010 в Париже Томоко Намба, генеральный директор DeNA показала, как Азия в области социальных сетей открыла новую фазу в интернационализации и завоевании новых рынков. Благодаря крепкой деловой модели, капитализации в 4 миллиарда долларов и курсу йены, благоприятному для экспансии, DeNA сначала приобрела Ngmoco в Сан-Франциско и сейчас нацелена на Европу. Готовая к заключению союзов и к другим приобретениям, Томоко Намба заявила, что не прочь вложить деньги в старый континент. С доходом в 1,2 миллиардов долларов, полученным в основом от продажи виртуальной продукции двадцати миллионам участников ее игр в сети, DeNA может похвастаться средним доходом с пользователя, в 30 раз превышающим тот, что получает Facebook, и в 15 раз превышающим доход компании Zynga, хотя она обслуживает только сотовые телефоны и смартфоны.
Подъем нового колосса, находящегося на границе между Европой и Азией, российской инвестиционной группы Mail.ru, за плечами которой стоит Digital Sky Technologies (DST), придаст новый импульс мировой конкуренции. После котировки на бирже примерно месяц назад Mail.ru сегодня превысила капитализацию в 8 миллиардов долларов, что показало рост в 50%.
Успех операции можно отнести за счет DST, самых богатых финансовых инвесторов планеты на сегодняшний день. Помимо Mail.ru в портфеле DST фигурируют другие российские лидеры (поисковая система «Яндекс» и социальная сеть «В Контакте»), значительное акционерное участие в социальных сетях, пока не имеющих котировок на бирже: Facebook, Zynga e Groupon. Александр Замас (Alexander Zamas) на Le Web показал, что инвестиции DST касаются только компаний с капитализацией, превышающей, по крайней мере, миллиард долларов, чья деловая модель (за исключением Groupon) использует деньги, полученные от социальных игр для пользователей, заинтересованных в инструментах связи.
Достойно фантастического финансового триллера то, что китайская Tencent и южноафриканская Naspers выходят на сцену, финансируемые капиталами, которые переплетаются между собой. DST напрямую вовлечена в финансирование этих компаний. Tencent поставила цель превысить 2 миллиарда долларов дохода в 2010 году благодаря 636 миллионам прибыли, полученных от messenger QQ и от сети QQZone, она вложила 300 миллионов долларов в DST в прошлом апреле ради стратегического партнерства с русскими. Со своей стороны, Naspers, номер один среди средств массовой информации в Африке с бумагой для печати, платой за телевидение и веб-сайтами, контролирует 35% компании Tencent и 29% компании DST. Последняя сделка была совершена в результате обмена акций, когда она предложила свое участие в Mail.ru.
Как Tencent, так и Naspers, несмотря на шаткость финансовых рынков, добились капитализации, оценивающейся восьмизначными цифрами.
В этом моногополюсном мире Facebook и Zynga, заслуживающие большого уважения, не являются единственными действующими лицами. Следовательно, не случайно, что анализ мировой карты социальных сетей, сделанный Винченцо Козенца, показал, что Facebook сегодня является лидером почти во всех уголках мира, но не в Китае, не в России, не в Японии и не в Бразилии. Zynga, со своей стороны, хотя и не является лидером в Азии, продолжает быстро расти и достигать новых рекордов, недавно удвоив количество активных пользователей до 200 миллионов в месяц. Наконец, Farmville, новая Cityville собрала 3 миллиона игроков всего через неделю после выхода на сцену.
В 2011 году борьба за лидерство среди пользователей, а также за достижение прибыли должна сместиться в область мобильного Интернета. Почти половина пользователей Facebook уже связываются с Интернетом с помощью собственных мобильных телефонов. Почти вся прибыль DeNA поступает от игр на сотовых телефонах, часто в метро. Она заключила новое партнерство с Yahoo! Japan. Zynga недавно приобрела Newtoy, лидера в развитии игровых приложений к iPhone, iPad e Android.
Никто не хочет отказываться от куска пирога. Как полагает банк Морган Стэнли, до конца 2013 года пользование мобильным Интернетом возобладает над пользованием стационарным Интернетом.
Facebook марширует по Азии и Восточной Европе, а Twitter готовится завоевать Австралию
Эволюция социальной сети. Два года назад Facebook был одной из многих социальных сетей, между которыми жители планеты выбирали какую-либо для своих контактов. Но с прошлого года ее взлет стал неостановим. Ее пользователи скоро будут насчитывать 600 миллионов человек. Создание Цукерберга становится самой предпочитаемой социальной сетью для населения из 115 стран среди рассмотренных 132, по которым были данные. Развитие и расширение этой империи становятся очевидными, когда сравниваешь результаты анализов соединений с сетями, которые периодически осуществляют Alexa e Google Trends для вебсайтов.
В эти годы наиболее существенный рост Facebook наблюдается в Азии в ущерб в первую очередь Friendster, которая дала известность термину социальная сеть, затем Hi5 и Orkut , находящиеся в собственности Google, которая все еще в силе только в Бразилии. После Соединенных Штатов Индонезия — страна с наибольшим числом пользователей, затем следуют Великобритания, Турция, Франция, Филиппины и Мексика. Наша страна занимает восьмое место с 17,8 миллионами записавшихся, что составляет 74% всех регулярных пользователей (в июле 2009 года их было 10 миллионов). В последние месяцы Facebook сделала новые завоевания в старой Европе, в частности в Польше и Венгрии, в которых Iwiw e Nasza-Klasa соответственно казались непобедимыми благодяря их местным особенностям и уже достигнутым результатам. Единст венная социальная сеть с европейскими корнями, которая пока устояла, - это Hyves вНидерландах. В настоящая время дорога, которая ведет к заявленной цели в миллиард пользователей, идет на подъем.
Трудно будет убедить русских оставить сеть «В Контакте», которая также дает возможность обмениваться аудио- и видеофайлами, защищенными авторскими правами, или японцев, которые предпочитают использовать социальные сети, задуманные для мобильных телефонов, и играть в avatar и другие игры, такие как Mixi и Gree. Но основное препятствие представляет Китай: из-за политики протекционизма туда можно проникнуть только при наличии соглашений с режимом, которые могут нанести вред имиджу Facebook в мире. Если оставить Facebook, то можно заметить рост социальной сети Twitter (175 милионов зарегистрированных), которая хоть и находится в сильном отрыве от Facebook, в некоторых странах все-таки является второй по значению социальной сетью (Великобритания, Австралия, Канада), в других находится на третьем месте (Германия и Италия). LinkedIn (80 миллионов пользователей) становится все более известной в Австралии, в Канаде и