Политическая порнография и обыкновенные сплетни. Содержание дипломатических писем, опубликованных ресурсом WikiLeaks, уже получило несколько эпитетов, хотя пока не совсем ясно, сколько еще новых сообщений могут принести действительно взрывную информацию. Большинство уже разглашенных сведений политологов не взволновало.
Но это касается не абсолютно всех. В случае одной из ключевых мировых держав – России – письма американских из посольств представили щедрую порцию информации, сообщающей о фатальном провале демократии и нарушениях прав человека. Россия, согласно плохо засекреченному американскому анализу, превратилась в непостижимое «мафиозное государство», которое свои внутренние и внешние интересы проводит с помощью «непрозрачных предпринимательских структур» и на которое нельзя положиться.
При таком резком осуждении чехи естественно должны насторожиться. Чешские компании сегодня массово инвестируют в российский бизнес. И наоборот: помимо того, что к нам переезжают либерально настроенные русские, российские компании, контролируемые государством, пытаются получить сразу несколько важных контрактов в Чехии. На кону помимо прочего заказ в полмиллиарда на строительство АЭС «Темелин» и тот факт, что уже сегодня, согласно статистике торговой палаты, российским владельцам принадлежат 19% работающих в Чехии компаний (после самих чехов это наибольшая доля, соседние немцы контролируют 12%). Хорошо разобраться с «мафиозной Россией» и рисками для нас, связанными с этой страной, - это гораздо более серьезный вызов, чем могло казаться до сих пор.
Потеря контроля
«Россия сегодня существует в двух реальностях. В существовании первой из них Кремль пытается убедить общественность. Вторая, более правдивая, запечатлена на страницах WikiLeaks», - уверен редактор русскоязычного вещания радио «Свободная Европа» Андрей Шарый. Для опытного журналиста, работающего между родной Москвой и пражским бюро радиостанции, американские депеши не стали чем-то новым. «Мы пытаемся постоянно обращать внимание на эти вещи. Благодаря, прежде всего, выросшему уровню жизни, оплачиваемому из миллиардов от продаж нефти и газа, политикам долго удавалось создавать иллюзию стабильности. Я не знаю, как долго это еще может продлиться», - добавляет Шарый.
О «настоящей действительности», скрытой под слоем контролируемого государством новостного потока, дипломатические каналы американских посольств говорят действительно много. По словам московского посла США Джона Байерли (John Beyrle), сегодня в России власть захватили спецслужбы, работающие с классической организованной преступностью. В палитру криминальной деятельности попадает все от разворовывания казенного имущества до сбора дани за «охрану» собственности. «Московские предприниматели уже понимают, что лучше получить защиту от российской спецслужбы ФСБ, потому что у нее не только больше оружия, денег и власти, чем у преступных групп, но и, прежде всего, потому что ФСБ работает под прикрытием закона, - пишут люди Байерли. - Взятки берут все. Губернаторы собирают деньги в виде взяток, будто это налоги». Та же система разваливает российские суды, милицию и контролируемый государством нефтяной бизнес.
Один из ключевых моментов, из-за которого на депеши стоит обратить внимание, - это взгляд на правящий дуэт премьера Владимира Путина и президента Дмитрия Медведева. Прорастание коррупции, как и непрозрачный дележ прибыли в сотни миллиардов от продажи нефти и природного газа на нижних этажах кремлевской политики создает все хуже контролируемое сплетение центров власти. По некоторым сообщениям, реальная власть центрального тандема в последнее время падает - до 60% данных Кремлем поручений на нижних уровнях теряются или просто игнорируются.
«Эта цифра удивляет. Кремлю пока удается создавать видимость того, что все под контролем, но в будущем это может дестабилизировать страну», - говорит политолог из Карлова университета Карел Свобода (Karel Svoboda), специализирующийся на России. Возрастающая власть местной мафии, которая в ряде случаев фактически контролирует назначаемых Кремлем губернаторов, может оказать принципиальное влияние на будущее страны. Речь идет не только о том, что региональные крестные отцы «проглотят» существенную часть богатств страны и создадут собственный мир, вполне независимый от государственных структур. Хаос в будущем может сильно повлиять на иностранные компании, которые хотят инвестировать в России. Аналитики PricewaterhouseCoopers уже сейчас говорят о том, что, по их данным, 71% работающих в России компаний столкнулся с организованной преступностью. Например, шведская компания IKEA, работающая во многих странах, в прошлом году из-за неясной ситуации остановила все инвестиции в России.
На дне рейтинга
И проблем будет только больше. Дело, прежде всего, в еще дающем о себе знать экономическом кризисе (ВВП России в этом году падает на 5%, в прошлом году было даже 9%, и, согласно журналу The Economist, страна только за последние 10 месяцев потеряла невероятный объем инвестиций - 21 миллиард долларов). Свою роль играют и усиливающиеся вооруженные конфликты между российской армией и местными исламистами на Кавказе.
Русские в основном пока просто наблюдают за сложившейся ситуацией. Если кто-то открыто критикует правящий тандем, это, как правило, происходит в связи с какой-то локальной темой (например, митинги против сноса исторических зданий в центре города или выступления против строительства трассы через территорию леса). Но протесты пока не имеют принципиального влияния. «Пока у Кремля будут деньги, собранные во времена рекордных цен на нефть, благодаря которым он сохраняет стабильность валюты и относительно высокие пенсии, за свое положение ему можно не бояться», - добавляет Карел Свобода. Тем более у Кремля с помощью СМИ (прежде всего, через государственное телевидение) и спецслужб пока получается парализовать политических оппонентов на центральном уровне. Напомним, что в России только за последний год были убиты девять журналистов и ряд сотрудников неправительственных организаций.
Но возрастающее чувство всеобщего бесправия и увеличивающееся число сообщений о связях организованной преступности и государства несут с собой и другие неприятные последствия. В стране уже несколько лет усиливается положение правых экстремистов. По данным неправительственной организации «Сова», на совести российских неонацистов только за прошлый год 60 убийств на почте расовой ненависти и более 300 случаев нанесения тяжких телесных повреждений с серьезными последствиями (неполная статистика за этот год явно не обещает изменения тенденции).
За нападения до сих пор никого не осудили в соответствии с законом. В царящей в России атмосфере этого и нельзя ожидать. Когда, например, офицер милиции из Новороссийска Алексей Дымовский выступил с критикой собственного подразделения, превратившегося в коррумпированную банду, служащую местному губернатору (послание президенту Медведеву он разместил на сервере YouTube), он по решению местного суда получил 18 месяцев лишения свободы якобы за «фальсификацию доказательств».
В то же время в российских условиях это может означать и высшее наказание. Иностранные СМИ некоторое время назад рассказывали историю юриста американского фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского, которому при воспалении поджелудочной железы тюремные надзиратели отказали в медицинской помощи и оставили умирать в камере.
В своем последнем сообщении международная организация Freedom House констатирует: «… судьи остаются зависимыми от властных структур, на них оказывается давление при принятии решений. Сами по себе российские тюрьмы долгое время не реформируются, и пытки там применяются как обычный метод». Из-за подобных примеров Freedom House в настоящее время относит Россию к недемократическим странам мира с оценкой 6,14 по семибалльной шкале, то есть с худшим показателем за всю послереволюционную историю России.
150:5
Как уже отмечалось, русские депеши с WikiLeaks - это однозначно не просто захватывающее повествование о коррумпированной системе где-то далеко на востоке. Кремлевская администрация Чехию не только считает одним из своих «спутников», но и, прежде всего, как показали обнародованные данные, Москва предпринимает конкретные шаги, чтобы ослабить чешские связи с союзниками в НАТО и ЕС.
Ресурс, например, передает слова американских дипломатов о том, что длительное резкое снижение поставок нефти в Чехию точно не было случайным в тот момент, когда в Праге госсекретарь США Кондолиза Райс подписывала договор о создании радара. Это был заранее продуманный ход с ясным посланием: продолжение в таком же духе может последовать когда угодно. Если учесть, что Чехия все еще на три четверти зависит от российских поставок нефти и природного газа, повторение мероприятия, пожалуй, парализовало бы чешскую экономику и в то же время снизило бы уровень безопасности страны.
И поэтому важно знать, насколько хорошо отдельные лица у нас ориентируются в угрозах со стороны России и как они предлагают противостоять им. Риски, вытекающие из возрастающего российского «влияния» в Чехии, сегодня оценивают, прежде всего, разведка и контрразведка BIS, это в общей сложности примерно 15 разведчиков. «Российскую деятельность в Чехии можно классифицировать как интенсивную и по отношению к нашим интересам даже враждебную», - сообщается в последнем докладе контрразведки BIS. Глава, посвященная российским шпионам, содержит в основном только уже известные сведения о том, что российская сторона в Чехии пытается сохранять большое количество агентов, которые интересуются не только энергетикой, но в последнее время и научно-технической сферой (например, высокотехнологичными разработками и новыми патентами иностранных и чешских компаний в Брно).
«Мы неоднократно отмечали попытки компаний, явно связанных с подозрительным российским капиталом, завладеть телекоммуникациями, информационными системами, транспортной инфраструктурой - от железных дорог до аэропортов и авиакомпании», - утверждает один из офицеров BIS. Однако сказать что-то более конкретное он отказался. Тем не менее, контрразведка в своем сообщении отмечает настораживающий факт: российские шпионы через свои контакты пытаются повлиять и на политический аппарат страны. Выяснить в BIS более подробную информацию не удалось.
В любом случае за последние несколько лет чешские спецслужбы раскрыли несколько российских шпионов, которых чехи выслали из страны. Последним был военный психолог Роберт Рахардж, который здесь нелегально работал с начала 1990-х годов и для ФСБ создал психологические портреты высших руководителей армии и политиков.
Однако из-за массового пребывания у нас российских агентов наши спецслужбы находятся в невыгодном положении. Когда полтора года назад разведчики раскрыли четырех российских шпионов (до сих пор точно неизвестно, что они здесь делали), правительство Тополанека (Topolánеk) могло выслать из страны только двоих. Поскольку любая страна на высылку своих людей отвечает высылкой такого же количества людей другой стороны, возникла угроза того, что Чехия в России лишится всех своих агентов. У спецслужб, по доступным данным, в чешском посольстве в Москве в целом примерно пять человек, а российских агентов в Чехии – 150.
Больше осторожности
Если в начале 1990-х годов в обществе и среди политиков преобладал четкий консенсус, что Чехия должна как можно меньше зависеть от непредсказуемой России, то с приходом правительства Земана (Zeman) и потом Гросса (Gross) такие представления пошатнулись. Отчасти из-за экономического упадка России, не проявлявшей тогда значительных державных амбиций, отчасти из-за того, что министры привели в ведомства бывших аппаратчиков, которые в политике Кремля не видели никакой опасности и, наоборот, выступали за как можно большую открытость по отношению к инвестициям из России.
На предупреждения BIS о буйстве коррупции, основанной на низком правовом уровне российских компаний, никто толком не обращал внимания. Некоторые перемены произошли только с приходом правительства Тополанека (Topolánеk) пять лет назад, которое российские инвестиции стало вновь называть «существенным риском для безопасности». Министры, например, поддержали строительство газопровода Nabucco, который должен вести в Европу «нероссийский» газ из Центральной Азии. А потом из-за неясного состава владельцев российский «Аэрофлот» был исключен из тендера на продажу государственной авиакомпании.
Подобный сценарий не исключается и в случае тендера на строительство АЭС «Темелин», в котором помимо французской и американской компаний заинтересован и российский Росатом. «Энергетика по сути своей связана с национальным суверенитетом, а поэтому мы открыто высказываем нашу точку зрения: мы не хотим, чтобы в нашей энергетике были российские компании, связанные длительными контрактами», - сказал журналу Respekt по поводу темелинского конкурса министр финансов Мирослав Калоусек (партия TOP 09).
Но пока, скорее, можно говорить о случайной реакции на актуальную политическую повестку дня, а не о продуманной стратегии.
И хотя BIS систематически обрисовывает риски, связанные с российскими компаниями и действующими шпионами, ни правительство Тополанека, ни правительство Нечаса (Nečas) эти сведения пока не использовало для составления более подробного анализа, в какие отрасли русских можно пускать, а в какие - нет. «Обычно считается, что с российскими инвестициями надо быть осторожными. После нового года я хочу подготовить специальное заседание комитета по России», - говорит глава комитета по внешним вопросам парламента Давид Водражка (David Vodrážka, партия ODS).Что именно означает «быть осторожными», должна лучше объяснить новая стратегия по вопросам безопасности, над которой в настоящее время работает Министерство иностранных дел и которая должна быть готова к концу марта следующего года. Именно там должен быть подробно описан спектр рисков и рекомендаций по реагированию на изменения в России.