Когда человек говорит, что едет в Белоруссию, это звучит почти как экзотика. При Александре Лукашенко эта страна заработала репутацию этакого чудака, который мечтает вернуться во времена Советского Союза, где тайная полиция работает под старой и хорошо известной аббревиатурой КГБ, а люди спокойно трудятся на государственных фабриках и в колхозах, чтобы иметь хоть и маленький, но, по крайней мере, стабильный заработок.
Что-то из того, что говорят о Белоруссии, правда, что-то - нет.
Итак, прежде всего, нигде не висят огромные портреты или рекламные щиты с Александром Лукашенко. Нигде нет надписей в стиле: «Благодаря нашему вождю нас ждет счастливое будущее». Северной Корей Европы Белоруссия, слава богу, не стала.
И хотя после прилета в минский аэропорт вы обязаны оформить страховку у белорусской компании, в будках паспортного контроля сидят улыбчивые девушки в форме.
Здесь ездят не старые «Жигули» и «Волги», а автомобили западных и японских компаний. Биллборд, привлекающий больше всего внимания в центре Минска, - это реклама Audi.
Супермаркеты известных нам европейских сетей сюда не дошли, магазинов с достаточно дорогой косметикой и одеждой известных марок в Минске несколько, как и рестораны McDonalds и TGI Fridays: они, конечно, уже проникли в Белоруссию.
Названия улиц и памятники изменились не сильно. По крайней мере, один памятник Ленину есть в каждом белорусском городе, как и площадь Ленина, Советская улица, улица Маркса или Энгельса, а еще Комсомольская или Пролетарская.
Белорусское государственное телевидение в новостях освещает практически каждый шаг Лукашенко, но, вопреки традиции, во время предвыборной кампании на телеэкране со своими выступлениями могли появиться и лидеры оппозиции.
Их избирательные штабы агитируют на улицах, иногда можно увидеть наклеенную листовку с портретом и программой какого-нибудь кандидата от оппозиции. Президент Белоруссии пообещал Европейскому Союзу, что выборы будут многопартийными и честными. Да, они многопартийные, а вердикт о честности придется подождать после голосования.
В кампании, конечно, преобладают плакаты, сообщающие о том, что выборы в принципе проходят. Они висят и на дверях, и в витринах многих магазинов.
Эти плакаты, конечно, затмевают Дед Мороз и огромные надписи, напоминающие, что приближается Новый год, это, как и в России, главный праздник в Белоруссии. (…)
Минск был практически полностью разрушен во время Второй мировой войны. Сталин решил отстроить город заново в типичном для того времени стиле «сталинской готики», что и по сей день остается главной особенностью белорусской столицы. Широкие просторные бульвары, массивность и величие. Это Минск.
Зданий, которым больше 70 лет, в городе мало, их практически нет.
Зато здесь есть приятные парки, незабываемое место – Комаровский крытый рынок. Огромный муравейник продающих, покупающих и всего того, что можно продать или купить. Между прочим, белорусские сыры отличные, ну с пивом они чуть хуже. (…)
Лукашенко - фанат хоккея, и по всей стране он строит ледовые дворцы. Самый огромный - «Минск-Арена», рассчитанный на 15 тысяч зрителей. Старания Белоруссии были вознаграждены: в 2014 году здесь пройдет Чемпионат мира по хоккею.
Вторая мировая война в 1941-1944 годах стала для Белоруссии катастрофой. Разбитые бомбежками города, опустевшие и сожженные деревни, сотни тысяч погибших. Музей войны в Минске напоминает об этой национальной трагедии, особенно страшное впечатление производят фотографии людей, повешенных нацистами в Минске и других городах.
Еще одна белорусская трагедия – Чернобыль. Больше всего пострадала именно Белоруссия, больше, чем Украина и Россия. Некоторые зоны до сих пор закрыты, десятки деревень погибли, повышенный уровень радиации на юго-востоке Белоруссии отмечается постоянно. (…)
Поездки на поезде в бывших республиках СССР имеют свое очарование. На Украине, в России и в Белоруссии. Из труб паровозов валит вонючий дым, проводницы разносят чай и кофе в стаканах в декоративных металлических подстаканниках, выглядящих, как серебряные. Пассажиры в купе едят и ведут беседы.
Белорусские поезда, как и украинские и российские, приходят точно по расписанию, вокзалы аккуратные, как правило, недавно отремонтированные, купе в вагонах чистые. В общем, от поездов здесь многое зависит.
В заключении одна пикантная деталь: фотографировать памятники Ленину не имеет смысла, иначе ничего другого вы в Белоруссии просто не сфотографируете. Но в Гомеле на центральной Советской улице есть одна редкость - бюст Андрея Громыко. Он долгое время был министром иностранных дел СССР, и его имя связанно, главным образом, с эпохой Брежнева. Громыко был белорусом, он родился недалеко от Гомеля в маленькой деревне.
Комментарии читателей:
já1:
Чудо, не верю своим глазам, кто-то наконец-то начал писать правду?
sepp:
В Белоруссии, в отличие от нас, очень низкая преступность, почему?
Etienne:
Демократия, как видно, у восточных славян в любом случае не имеет шансов на успех. Россия благодаря ей в 1990-е годы чуть не развалилась и поднялась только после прихода Путина, оранжевая революция на Украине не удалась… этим народам нужен «царь», по-другому никак.
bulis:
Пожалуй, впервые мы из объективной статьи узнаем, что Белоруссия – это не один большой «коммунистический концлагерь». Может быть, мы еще дождемся, что вместо Чешской Республики в элитной хоккейной европейской четверке будет Белоруссия. По крайней мере, в этом направлении этот Лукашенко все делает не так плохо, только вот наши Гавлы, возможно, с большим удовольствием послали бы туда для обеспечения настоящей демократии военный контингент НАТО. Ах, да, нельзя же признать, что одна единственная модель де-факто только демократия с выборами может не быть самой лучшей для всех стран.
Helmut:
Про поезда – правда, по крайней мере, что касается Украины, про Белоруссию – не знаю. Только чай нам никто не давал, но это мы уже слишком многого хотим (когда нам сказали, что два билета на 200 км будут стоить где-то 70 крон (около 120 рублей – прим. пер.), мы вытаращили глаза:-))
Конечно, в Белоруссии живут нормально. Как и на Украине. Режим не тоталитарный, так что не так уж там страшно, но все равно Белоруссии нужны перемены к демократии. Проблема в том, что в таком состоянии у Белоруссии просто нулевые перспективы в будущем. Конечно, там не будет такой преступности (как в каждой авторитарной системе), и если кто-то хочет поменять это на то, чтобы полиция могла его безнаказанно побить, если он выразит несогласие с режимом, что ж, пускай. Я этого действительно не хочу. (…)
Občan:
У нас в Белоруссии достаточно друзей, у нас общие интересы, и мы встречаемся друг с другом по всей Европе. В том числе и в западной. (…)
Кстати, белорусы в принципе довольны своим режимом и смеются над нами из-за нашего режима. Благодаря тому, что у них есть возможность путешествовать, учиться и работать за границей, У НИХ ЕСТЬ информация о том, на что НА САМОМ ДЕЛЕ похож запад. Поэтому они смеются над нами.
Единственное, что им не нравится, - Лукашенко. Не потому что он коммунист и левый, а потому что он неотесанный и своим хамством он вредит не только себе, но и всей Белоруссии.
Houška Petr:
Я много раз был в Белоруссии, как и во всей Европе, в северных странах и южных. Думаю, автор этой статьи на самом деле видел кое-что видел, и ему это не показалось таким уж страшным, чтобы помчаться домой.. но за пределами столицы все не такое розовое . И хотя там красиво, и я действительно завидую белорусам (белорусское – это белорусское, это не как у нас), но в остальном это абсолютная нехватка всего, главное – денег, чего стоят колонна на границах, чтобы продать немного бензина в соседней Польше. В любом случае НИКТО ИЗ НАС НЕ ХОТЕЛ БЫ ТОГО, ЧТО ЕСТЬ ТАМ.
Anna:
На российско-белорусскую границу приползает пес. Весь озябший, замерзший… он прошел через российскую границу, и на белорусской его спрашивают, почему он хочет к ним. «Дома нечего есть, все там померли от голода…», - говорит пес. Через год его снова видят на границе. Он весь потолстевший, шерсть блестит. Белорусские пограничники спрашивают его, что ему не понравилось, почему он возвращается. Пес отвечает: «Меня кормили, заботились обо мне, но лаять мне не давали…»
Karel Mueller:
Пан Новак, после прочтения Вашего блога я думал, что упаду в обморок. Совершенно нормальный и читаемый короткий репортаж из Беларуссии…
Občan:
nikdo написал:
«В Белоруссии бедность, а здесь просто показывают красивые фотографии, люди должны иметь две работы, чтобы прокормиться и уехать в другие страны».
НЕТ там бедности. Да, те, кто хочет путешествовать или покупать дорогие вещи, работают на двух работах или, помимо, работы еще ведут свое дело. Но бедности там точно нет. В отличие от ряда западных стран, включая Чехию, где бедность на самом деле ЕСТЬ.