Итогам выборов в Белоруссии была посвящена публичная дискуссия в Германском обществе внешней политики. Ее участники осудили насилие властей, поспорили о причинах устойчивости Лукашенко и перспективах оппозиции.
Участники дискуссии в Германском обществе внешней политики, посвященной итогам президентских выборов в Белоруссии, были явно под впечатлением телевизионных репортажей о жестокой расправе стражей порядка с оппозиционными демонстрантами в центре Минска и арестах их лидеров.
Руководитель центра по исследованию стран Восточной Европы имени Бертольда Байтца (Berthold-Beitz-Zentrum) Александр Рар (Alexander Rahr) признался, что был "наэлектризован" кадрами в выпусках теленовостей, но призвал, тем не менее, прагматично оценить ситуацию в Белоруссии.
Последний диктатор Европы?
Он напомнил, что Александра Лукашенко часто называют на Западе последним диктатором Европы, и предостерег от слишком вольного обращения с таким понятием, поскольку белорусского президента нельзя сравнивать с африканскими диктаторами или северокорейским лидером. "Лукашенко - авторитарный, типично постсоветский автократ, каких полно и в Центральной Азии, - заявил он, добавив, что и в России есть премьер-министр, придерживающийся такого же стиля.
Лукашенко, продолжал Рар, опирается не только на структуры власти, но и на широкие слои населения, которые и в самом деле его искренне поддерживают. Но зачем в таком случае прибегать к манипуляциям на выборах и разгонять демонстрантов?
Александр Рар считает, что Лукашенко не очень доверяет своему населению, хотя, если бы он допустил честную предвыборную борьбу, то получил бы пусть не 80, но наверняка больше 50 процентов.
В массивные фальсификации самой процедуры выборов Александр Рар не верит. По его оценке, административный ресурс позволяет подтасовать в ходе подсчета не более 4-5 процентов голосов, но никак не 40 или 50. Правильно, однако, добавил он, что рамочные условия голосования можно обставить так, чтобы не проводить выборы в соответствие с западными стандартами.
Выборы в Белоруссии нельзя считать демократичными, отвечающими европейским принципам, заявила Мари-Лена Мэй (Marie-Lena May) из Германского общества внешней политики и не согласилась с тезисом Рара о массовой поддержке Лукашенко в стране. Эксперт считает, что если бы у людей был свободный доступ к информации, если бы предвыборная кампания была честной, то цифры были бы другими. Вполне возможно, заявила она, что Лукашенко в таком случае собрал бы меньше 50 процентов голосов и тем самым был бы вынужден пойти на второй тур.
Советская рутина
Постсоветский период в Белоруссии, несмотря на 20 лет независимости, очевидно, еще не закончился. К такому выводу, анализируя ход избирательной кампании, пришел исполнительный директор Восточного комитета немецкой экономики и председатель Германо-Белорусского форума профессор Райнер Линднер (Rainer Lindner).
"Президент правит с советской властной рутиной, не отвечающей сегодняшнему времени, - отметил он. По выражению Линднера, при ближайшем рассмотрении, однако, становится заметным постепенное разъединение президентского правления и правительственной ответственности. Он говорит в этой связи о все большей изоляции президента в его собственной стране и усматривает в этом процессе определенную надежду на позитивные перемены в республике.
Даже если в Белоруссии удастся сформировать сплоченную оппозиционную команду, пояснил Линднер, она не сможет быть дееспособной, управлять государством в одиночку. Ей будут нужны деятели из правительства, обладающие управленческим опытом. Именно союз этих двух политических сил, по прогнозу председателя Германо-Белорусского форума, обеспечит стране мощный прорыв.
Потребность в аппаратной оппозиции
Александр Рар напомнил в этой связи об "оранжевой" революции на Украине. Если бы шесть лет назад не было таких имевших опыт государственного управления фигур, как Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко, то уже тогда победил бы Виктор Янукович, считает Рар.
"Настоящая оппозиция, имеющая реальные шансы придти к власти, может в этих странах развиться только в недрах государственного аппарата, в бюрократических структурах", - убежден политолог.
Виктор Ющенко стал в свое время президентом, потому что люди верили, что он - бывший премьер-министр - умеет управлять страной. Еще одним примером, по словам Рара, может служить Борис Ельцин, свергнувший Михаила Горбачева.
"Это был тоже бывший член политбюро, человек системы, который на выборах в 1989 году неожиданно получил 90 процентов голосов москвичей. А вот Андрею Сахарову, который с моральной точки зрения был куда безупречнее Ельцина, голосов не дали", - отметил эксперт.
Интеллектуалам в постсоветских странах не доверяют, подвел итог Александр Рар, именно поэтому в свое время потерпел поражение в Белоруссии и Станислав Шушкевич. Александру Лукашенко пока удается предотвратить появление внутри государственного аппарата фигуры, которая могла бы стать для него опасной. Но это может измениться, сказал Александр Рар.