Первая встреча после выборов 28 ноября коммунистов и демократов – и «красные» СМИ расшумелись: шаг к согласию, подписан документ о создании левоцентристской коалиции. Торопливая радость, как весенние прошлогодние заклинания воронинцев про восемьдесят процентов парламентских мандатов для ПКРМ и не меньше, как лозунги из гражданской войны «Осиновый кол, вам, либералы!», или «Хрен вам, а не власть!», или «Слазь - кончилось ваше время!». Сейчас, когда либеральные демократы и либералы ответили им тем же – и страшными раздумьями о судьбе Молдавии, опускающейся в коммунистическое болото, если вдруг Лупу и Воронин снюхаются, и привлечением на свою сторону Европы, которая совсем недавно избавилась от «коммунистической заразы», и уж она-то точно знает весь ужас болезни и трудности ее лечения, а потому спасет, - коммунисты призывают не пугать Молдавию концом света. И указывают на либеральных демократов, просто либералов и просто демократов: мол, на себя посмотрите, русофобы, прорумыны и непатриоты, мол, это вы и есть конец света и мрак, и темень и прочие либеральные гадости, фу.
А что коалиция, как ее зло окрестили коммунисты, «За евро…»? Все ее, с позволения сказать, члены перессорились на пути к некоммунистическому будущему, взаимно переподозревались до глубокой ревности друг к другу, не дающей уснуть, и все душит и душит… Здесь оно сложнее, чем поставить забор лучше соседского и выкрасить ворота лучше, чем у него, а то и нарисовать на них поляну с лебедями и крестьянку в бело-розовом, давящую в бочке виноградные гроздья аппетитными ногами. Здесь иной процесс; надо думать, надо и работать без оглядки на телекамеры и без нервных поисков заголовков, отражающих что-то важное, скрытое и почти великое, кроме того, что президент-либерал подписал указ, а премьер – либеральный демократ поехал и сказал. Сейчас в этой группе партий рождается идея (почти родилась) подписания такого документа, который, во-первых, утихомирил бы в них наполеоновские страсти, во-вторых, создал механизмы по удержанию будущей коалиции вплоть до страха ее развала с трагическими кадровыми последствиями. Ну, например, если, скажем, будущий премьер Филат что-то такое покажет, что в свою очередь покажет его желание быть «главным Наполеоном» в молдавской политике, то другие члены коалиции вправе будут поставить вопрос о его отставке. И так со всеми ее составляющими руководящими членами, где наполеонов не меньше. Беспокойно, конечно, неуютно – это ж каждый день, как на вулкане, и там не свистни, с тем на лавку не присядь. Но другого-то выхода нет, если хотят надолго, хотя бы на четыре года и без коммунистов.
А кто же делает «шаги к согласию», кто подписал, ну, почти подписал, вот-вот подпишет бумагу о появлении на свет левоцентристского спасительного союза? Воронин – Политический Баран, Лупу – Два Метра Пузырей и Дьяков – Дуб. Эти оценки их качеств взяты из характеристик, раздаваемых в ходе подготовки к очередным досрочным парламентским выборам. Мы тут ни при чем. Мы только слушали и запоминали. Молдавия и без того бедная и несчастная страна, что зафиксировано разными официальными документами и опросами. А тут ей будут управлять (еще раз перечислим) политические бараны, два метра пузырей (странное, если напрячь воображение, существо) и дуб. Молдова станет еще бедней и еще несчастней. Правда, вхождение в состав либерально-демократической коалиции Лупу и Дьякова ей тоже не прибавит положительных качеств. В ней, кроме пузырей и дуба, будут состоять «обезьяна с гранатой» и «король контрабандистов (это тоже не наши оценки). Но эта-то коалиция готовит условия сотрудничества, где от названных качеств, если они есть, тоже придется избавляться или хотя бы исправляться в хорошую сторону. А коалиция Воронина и Лупу, ПКРМ и ДПМ – это, прежде всего, возвращение коммунистов-воронинцев во власть. В течение последующего года до новых парламентских выборов (либералы им ни шиша и ни одного голоса не дадут для избрания «левоцентристского», т.е. воронинского президента) коммунисты сделают все, чтобы избавиться от конкурентов. У Воронина есть опыт – уже надоело перечислять его подвиги, совершенные на расчистке молдавского общественно-политического поля.
О забытых его подвигах в деле создания левоцентристских союзов не мешает сейчас напомнить. Два раза – в 1998 и в 2004 годах Воронин инициировал создание такой группы партий, которой бы руководила ПКРМ, что подразумевало их последующее слияния с коммунистами. В обоих случаях Воронин неизменно и, так сказать, опираясь на факты и цифры, когда с усмешкой, а когда по-ментовски лениво, указывал своим союзникам место вопросов: у кого больше всех мандатов в парламенте? Вот и сидите, где вам скажут, и делайте то, что будет выгодно поистине правящей партии. Посмотрите на сегодняшнюю парламентскую фракцию ПКРМ. Отчасти и слегка не так, как бы хотелось, мечта Воронина сбылась. Бывшие союзники ПКРМ по левоцентристским проектам – Партия социалистов и Аграрно-демократическая партия представлены их лидерами в «красной фракции» и вряд ли есть основания думать, что чувствуют они себя «вольными аграриями» и «перспективными социалистами».
Точно такая же судьба ждет Демпартию после осуществления очередной левоцентристской хитрости Воронина. Он обязательно и обязательно быстро найдет возможность напомнить Лупу о большой разнице в числе мандатов у ПКРМ и ДПМ, о том, что он, Лупу, опять (какая прелесть!) пришел в высшую власть на плечах ПКРМ (любимая в таких случаях формулировка Воронина), и обязательно будет напоминать по поводу и без повода о предательских наклонностях Лупу, что превратит его, все равно ведь временного президента Молдавии, в забитое существо. А партия под названием ДПМ, показавшая в последние месяцы все свои качества, кроме качества политической организации, будет «выносить за коммунистами горшки». То есть будет повторять коммунистические байки о социальном проекте для Молдавии, о каких-то сорока перестроенных городах. Они один потешный город вина так и не сумели построить, а тут сорок и взаправдашних! Будут нести чушь про Молдавию, которая, хоть и с Россией, но все равно движется в Европу, а для начала строит ее у себя дома - от Распупен до Краснозадненска. Им же придется повторять за Ворониным и его российскими друзьями-товарищами, что приднестровский конфликт надо решать на безе территориальной целостности Молдавии, но с учетом сложившихся общественно-политических реалий в Приднестровье. А на вопрос, возможно ли так решить реинтеграционную проблему, слушать коммунистические не обсуждаемые приказы: идите и работайте, умники. Вообще, вопросы урегулирования и способности панируемого левоцентристского союза – это отдельная тема. Сегодня, с учетом всего накопленного клубка противоречий на приднестровском направлении, а также событий, происшедших в течение двух недель в Тирасполе и Кишиневе, можно с уверенностью считать: коммуно-демократы даже не сумеют сделать и несколько более или менее эффективных шагов, хотя бы для возобновления переговорного процесса. Один только договор о сотрудничестве между ДПМ и «Единой России» способен окончательно запутать новых реинтеграторов. А Воронин, до сих пор не отчитавшийся перед обществом за «приключения с меморандумом Козака», тем более не в силах ничего путного сделать для возвращения хотя бы в весну 2001 года, когда казалось - урегулирование неизбежно и оно близко.
…Придется опять выискивать сепаратистов в Гагаузии, и быть может даже придется вместо ПКРМ, окончательно на Юге опозорившейся, проводить свою демократическую линию, «направленную на сохранение в молдавском обществе мира и стабильности, на которую покушаются отдельные гагаузские деятели, опять требуя больше свобод, прав и правды».
Много еще чего непотребного придется делать демократам в компании с коммунистами. И когда кто-нибудь из них объявит, что дамбу летом 2010 года взрывали либералы, чтобы утопить пару десятков молдаван, а Решетникова похищали и мучили тоже по их приказу, то можно будет считать, что союз состоялся и набирает силы. Несчастная страна.