Изначальные планы провести первый раунд переговоров между Белградом и Приштиной в Брюсселе 18 декабря, провалились. Не потому, что Хашим Тачи, премьер-министр Косово в отставке, не останется на второй срок, а потому, что доклад Дика Марти вызвал полемику о авторитете человека, который должен был возглавлять делегацию Косово.
Если принять во внимание, что выборы, в связи с многочисленными нарушениями, повторятся девятого января, и что Тачи заявил, что будет формировать правительство в конце следующего месяца, и что Парламентская Ассамблея 25 января будет обсуждать доклад, в котором Тачи обвиняется в незаконной торговле органами, наркотиками и оружием, ясно, что переговоры не могут начаться до февраля следующего года.
«Главный переговорщик от Приштины, который должен был подписать соглашение с Белградом, настолько дискредитирован, что возникает вопрос, имеет ли вообще смысл начинать переговоры», - говорит Никола Йованович, редактор журнала «Вызовы европейской интеграции», и добавляет, что сейчас нужно все усилия направить на то, чтобы показать возможные правовые и политические последствия этого доклада.
В любом случае, мы вступаем в фазу ожидания. Драган Симич, профессор международных отношений на факультете политических наук, говорит, что «вряд ли кто сядет за стол переговоров с Тачи, пока есть такое обвинение, которое вероятно означает, что представленные аргументы справедливы».
С другой стороны, директор Форума по этническим отношениям Душан Янич считает, что хотя доклад и создал неблагоприятную атмосферу в связи с политическим будущим Тачи, ясно, что он будет назначен премьер-министром, и что, поскольку нет президента Косово, он будет тем, кто начнет диалог.
Только в том случае если бы доклад привел к судебному преследованию, по словам Янича, Тачи бы повторил судьбу Харадиная, а тот, кто сидит в тюрьме «не может возглавлять делегацию».
К дискуссии о том, связано ли появление доклада с борьбой Брюсселя за господство над Вашингтоном, когда речь идет о Косово, присоединился сам Тачи, утверждая, что Марти состоит в «клубе противников независимости Косово».
На вопрос, существует ли в международных кругах план его устранения из политики, Тачи заявил приштинской прессе, что он отлично сотрудничает с международным сообществом и что обвинения против него «направлены против США и других иностранных приятелей».
Когда речь идет об отношениях между США и ЕС в контексте доклада о Тачи, Симич оценивает, что дошло до «определенных коллизий и напряженности», однако, следует подождать, пока процедура расследования закончится, и общественность, а также соответствующие инстанции, столкнутся с неопровержимыми доказательствами.
«Тачи действительно является ставленником американской администрации, но во всяком случае не этой, так что я лично не верю, что при таких доказательствах кто-либо в Вашингтоне, особенно в администрации президента Обамы, будет останавливать это», - говорит он.
Янич предполагает, что Марти «первоначальную поддержку получил от одной из стран, которые не поддерживают полностью независимость Косово, например, Италии или Испании», но он предвидит, что в конечном итоге ЕС и США согласуют свои позиции, и в ассамблее Совета Европы не будет больших расколов.
Америка намеревается замять это дело, считает аналитик Обрад Кесич, объяснив, что Соединенные Штаты и Великобритания, в своих собственных интересах заморозят эту историю и не позволят быстро начать расследование, поскольку Тачи нужен им в качестве переговорщика.
«Со времени непосредственных конфликтов это, безусловно, крупнейший кризис американской внешней политики в связи с Косово. По сравнению с ЕС, США будет иметь больше проблем, потому что они стоят за тем, чему нет оправдания, и хотят замять все это дело. Большая часть членов ЕС вряд ли согласится на это, тем более, что они исповедуют политику, соответственно которой Белград должен сотрудничать с трибуналом в Гааге», - заключает Keсич.