Во вторник по и без того затрудненным отношениям Великобритании с Москвой был нанесен очередной удар. Уильям Хейг (William Hague) объявил, что выдворяет из страны работавшего в Лондоне российского дипломата на основании наличия «явных доказательств» шпионской деятельности.
Днем было распространено небольшое заявление, в котором министр иностранных дел попросил российское посольство в Лондоне «отозвать из Великобритании одного из своих сотрудников». Ультиматум, выпущенный 10 декабря, «стал реакцией на наличие явных доказательств совершения российскими разведчиками действий, направленных против интересов Великобритании», — заявил Хейг.
В ответ на это, по словам Хейга, 16 декабря Россия выдворила сотрудника британского посольства в Москве. Он сказал: «Мы отклоняем все основания этого поступка». Сейчас оба дипломата отозваны из своих представительств.
Россиянин — по общему мнению, офицер разведки — добровольно покинул Великобританию, нарушив «одно из правил игры», как сообщили редакции Guardian источники.
Сообщается, что он «переступил черту» между приемлемым и неприемлемым поведением сотрудника разведки. Считается, что его раскрыли при попытке завербовать некое лицо, а не незаконно получить какие-либо сведения или проникнуть на секретный объект.
Официально заявляется, что его отзыв никак не связан с обвинениями, выдвинутыми в адрес Екатерины Затуливетер — помощницы депутата парламента от Либерально-демократической партии Майка Хэнкока (Mike Hancock) из Портсмута.
В декабре министр внутренних дел Тереза Мей (Theresa May) заявила, что Затуливетер депортирована из страны в интересах национальной безопасности. Россиянка, нанятая на работу Хэнкоком в 2008 году, как сообщается, поставляла секретную информацию для СВР — службы внешней разведки России.
Затуливетер категорически отрицает справедливость обвинений; она опротестовала ордер на депортацию, который выписал министр внутренних дел. После пребывания в центре для задержанных она была отпущена под залог.
По сообщениям от парламентских источников, Затуливетер имела доступ к личной переписке Хэнкока по электронной почте и по сути дела руководила работой британо-российской группы при Палате общин, возглавляемой Хэнкоком до лета этого года.
Череда выдворений дипломатов ставит Хейга в крайне неудобное положение, так как он пообещал улучшить отношения с Кремлем, ставшие, по его словам, при последнем правительстве лейбористов «очень плохими».
В ноябре Хейг посетил Москву и удостоился редкой аудиенции с президентом Дмитрием Медведевым, что явно говорит о том, что Москва тоже хочет покончить с последствиями отравления Александра Литвиненко полонием в 2006 году. В начале следующего года в Россию с визитом должен отправиться Дэвид Кэмерон, и это будет первый визит в Россию британского премьера после скандала с убийством Литвиненко.
Последний подобный случай взаимных выдворений имел место летом 2007 года, когда министр иностранных дел Дэвид Милибэнд (David Miliband) выдворил из Лондона троих российских дипломатов. Это было сделано в знак протеста против отказа Кремля выдать Андрея Лугового, обвиненного в мае 2007 года службой уголовного преследования Великобритании в отравлении Литвиненко.
Кроме того, Милибэнд разорвал связи с Федеральной службой безопасности России (она занимается внутренней контрразведкой), а также ужесточил визовый режим для представителей высшего руководства Кремля, желающих посетить Великобританию.
Из последних секретных донесений, опубликованных в декабре на WikiLeaks, становится известно, что МИД наблюдает повышенную активность российских разведчиков в Великобритании, где проживает огромное количество россиян, в том числе видных противников Кремля.
По сообщениям из MI5, агентов российской разведки в Лондоне сейчас столько же, сколько было во времена холодной войны, то есть от 30 до 35 человек. Как сообщают из источников в кругах, связанных со службами безопасности, россияне занимаются традиционным сбором информации, касающейся последних событий в оборонной и наукоемкой сфере, а также сплетен о политике.
Сегодня Хейг сказал, что все еще готов поддерживать с Кремлем сотруднические и конструктивные отношения.