Менее года спустя после президентских выборов на Украине, на которых победу одержал пророссийский кандидат Виктор Янукович, наступил черед другого бывшего советского сателлита вернуться под крыло России. Именно так нужно воспринимать результат президента Александра Лукашенко (за него проголосовало почти 80% избирателей) и последовавшие за выборами беспорядки. Год назад отношения Москвы и Минска оказались в тупике, куда их завели взаимная неприязнь белорусского автократа и премьер-министра России Владимира Путина, а также коммерческие разногласия двух стран. К настоящему времени эти препятствия сошли на нет, и в Кремле готовятся поздравлять соседа.
В то же время Запад, который был готов похвалить режим за демократические сдвиги в ходе предвыборной кампании, был просто поражен размахом полицейских репрессий. В Брюсселе горечь ощущается тем сильнее, что беспорядки, по всей видимости, были спланированы самим режимом. Кроме того, белорусский маятник, который последние годы склонялся в сторону Запада, начал движение в обратную сторону.
В этой стране, которая в культурном плане так близка к своему «большому брату», подобный ход событий выглядит вполне естественным. К тому же экономические связи двух стран по-прежнему очень прочны: российская нефть питает белорусские заводы и фабрики, чья продукция (холодильники и тракторы) в результате идет обратно в Россию. Такая взаимозависимость объясняет недавнее примирение Москвы и Минска лучше всякой геополитики.
Отказавшись от всех надежд и стремлений установить прямой политический контроль над своими бывшими вассалами, Россия сегодня разыгрывает единственную оставшуюся у нее (мирную) карту: интеграцию в общее экономическое пространство. В 2007 году в Москве дали старт инициативе по созданию таможенного (а затем и экономического) союза России, Белоруссии и Казахстана, к которому впоследствии могла бы присоединиться Украина. Единственным, кто блокировал этот процесс, был Александр Лукашенко. Не оставляя (не слишком успешных) попыток умаслить Европейский Союз, он обвинял Россию в том, что она облагает пошлиной нефть, которая идет на экспорт в его страну.
Всего за неделю до президентских выборов это препятствие чудесным образом исчезло. В Москве отказались от нефтяных пошлин для Белоруссии, получив взамен право направлять в свой бюджет таможенные сборы от экспорта в Европу продукции белорусских нефтеперерабатывающих заводов. Какой бы ни была настоящая стоимость подарка (Минск оценивает его в 4 миллиарда евро), он дал возможность Лукашенко хвалиться вечной дружбой двух народов и снял последний барьер для вступления в силу соглашения о Таможенном союзе с 1 января. Тем временем Владимиру Путину пришлось расписывать достоинства своего заклятого друга. Такой была цена для Москвы, которая получит от всего этого лишь символическую прибыль.
Разрыв отношений с Лукашенко поставил бы под вопрос существование Организации Договора о коллективной безопасности (в нее входят шесть стран бывшего СССР), из которой президент Белоруссии уже пригрозил выйти, хотя и должен будет председательствовать в ней в 2011 году. «Для Москвы Лукашенко является гарантом существования экономического пространства и ОДКБ», - уверен белорусский экономист Леонид Заико. В то же время российские власти не строят иллюзий относительно этого непредсказуемого товарища. Перед выборами несколько оппозиционеров побывали в Москве в поисках официальной поддержки. Однако Кремлю так и не удалось найти себе варианты получше. Пока не удалось…