Брюссель — Европейская комиссия отвергла прозвучавшие из Восточной Европы призывы о вводе так называемого закона о двойном геноциде, согласно которому отрицание преступлений, совершенных коммунистическими режимами, само признавалось бы преступлением, подобно тому, как во многих странах ЕС запрещено отрицание Холокоста.
На прошлой неделе из шести государств поступило коллективное письмо, адресованное комиссару ЕС по юстиции Вивиан Рединг (Vivian Reding) и призывающее ее наказывать за «публичное одобрение, отрицание и злостное упрощение преступлений тоталитаризма».
Министры иностранных дел Литвы, Латвии, Болгарии, Венгрии, Румынии и Чехии считают, что к преступлениям коммунизма «следует относиться в соответствии с теми же стандартами», что и к преступлениям нацистских режимов, в частности, как в странах, где действуют законы об отрицании Холокоста.
Но в докладе, который будет оглашен главой ЕС завтра, говорится, что мнения по этому вопросу расходятся слишком сильно, а у Брюсселя нет законных оснований действовать.
«Консенсуса в этом вопросе нет. У разных стран союза крайне разные подходы, — заявил в интервью Guardian представитель комиссии ЕС по юстиции Мэтью Ньюмен (Matthew Newman); по его словам, комиссия отнеслась к проблеме "очень серьезно", но — На данном этапе условия для внесения подобного законодательного предложения не выполнены. Комиссия будет продолжать рассматривать этот вопрос».
Страны Восточной Европы указывают, что ЕС имеет возможность принимать законы, связанные с «особенно серьезными» преступлениями надгосударственного уровня, а также в прошлом принял отдельное решение, создающее возможность формировать правила, относящиеся к расизму и ксенофобии.
Но Еврокомиссия не видит ни одного юридического инструмента, в котором упоминался бы тоталитаризм, а также отрицает идею двойного геноцида.
«Идея такова, что, конечно, они делали кошмарные вещи, но против этнических меньшинств коммунистические режимы не боролись», — подытожил Ньюмен.
Литва (министр иностранных дел именно этой страны возглавил кампанию за принятие нового закона) считает, что понимание Евросоюзом геноцида нужно расширить, распространив его и на преступления, совершенные против групп людей, выделяемых по принципу «общественного положения или политических убеждений».
Пресс-секретарь представительства Литвы в ЕС Андриус Грикенис (Andrius Grikienis) сказал так: «В первые годы советской оккупации Литва потеряла свыше 780 тысяч жителей. 444 тысячи бежали из Литвы или же были репатриированы, а 275 697 человек — отправлены в ГУЛаг или в ссылку. 21 556 борцов сопротивления и их сторонников убито; 25 тысяч человек погибло на фронте».
В качестве параллельного примера он привел следующее: «Нацистами и их пособниками было убито свыше 200 тысяч граждан еврейского происхождения».
В Еврокомиссии также испытывают беспокойство в связи с тем, что затронута крайне неоднозначная тема. Ряд западных стран ЕС выступают против такого предложения, считая, что это плохо замаскированная попытка реабилитировать своих коллаборационистов, в то время как на востоке антисемитизм остается вполне насущной проблемой как на улице, так и в СМИ.
25 ноября послы семи стран ЕС, включая Великобританию, в литовской столице Вильнюсе адресовали президенту страны письмо, в котором выразили протест против газетной статьи, подписанной историком из Министерства иностранных дел Пятрасом Станкерасом (Petras Stankeras); Холокост в ней был назван «легендой».
В письме выражался протест против того, что в мае суд решил признать свастику «традиционным литовским символом», в то время как «делаются коварные попытки приравнять уникальное зло геноцида евреев с преступлениями Советов против Литвы, которые, несмотря на свой масштаб, нельзя считать эквивалентными ему ни по намерениям, ни по результатам».
Борец с нацистами и директор израильского филиала Центра имени Симона Визенталя Эфраим Зурофф (Efraim Zuroff) считает, что попытка, совершенная шестью восточными государствами, — это «ложная симметрия».
«Мы не против дня памяти о преступлениях коммунизма, конечно, что-то должно быть предпринято, но Холокост был уникальной трагедией в истории человечества, — сказал он. — Несмотря на все ужасные преступления СССР, нельзя сравнивать тех, кто построил лагерь в Освенциме, с теми, кто его освободил. Вероятно, нацистскую Германию так и не разгромили бы, если бы не Россия».