Вот еще одна причина, почему нефть это проклятие: она может заставить чиновников из Пентагона оказаться причастными к схемам ухода от налогов, которыми пользуются подрядчики, осуществляющие жизненно важные поставки топлива для американских военных.
По крайней мере, такова суть 75-страничного доклада, опубликованного сегодня подкомитетом Палаты представителей по национальной безопасности и международным делам. Доклад носит название «Тайна Манаса». Он стал результатом расследования деятельности двух таинственных компаний - Mina и Red Star. Эти компании ежегодно поставляют авиационное топливо на сотни миллионов долларов для американских авиационных баз Манас в Киргизии и Баграм в Афганистане. Их владельцем является некий Дуглас Эдельман (Doug Edelman) из Стоктона, штат Калифорния. Он проживает в настоящее время в Лондоне, а его компании зарегистрированы в налоговом раю Гибралтара. Но зарегистрированы они на имя его жены-француженки и партнера по бизнесу из Киргизии. Наш блог дал ему когда-то кличку «подавальщик бургеров», поскольку его единственным известным коммерческим предприятием был ресторанчик в Бишкеке, где готовили гамбургеры.
Одна из частей этого доклада посвящена апрельскому изгнанию с президентского поста Курманбека Бакиева. Как вы помните, Россия тогда ввела новые таможенные пошлины с существенным повышением, и цены на топливо мгновенно выросли до небес. А киргизы вышли на улицы. Обозреватели высказали догадку, что Москва таким образом наказала Бакиева за его отказ от якобы данного ранее обещания выгнать американцев с базы Манас в обмен на 2 миллиарда долларов помощи этой стране.
Но это не так, если почитать доклад Палаты представителей. Дело в том, что Mina и Red Star лгали России по поводу того, кому они в итоге поставляют топливо. Эти компании заявляли – а киргизские руководители подтверждали эти заявления – что они покупают российское авиационное топливо для гражданских целей. Цель заключалась в том, чтобы обмануть Россию, запрещающую экспорт стратегических активов (в данном случае, авиационного топлива) для военных нужд.
В сегодняшнем заявлении Mina и Red Star отмечают, что компания «Газпром Нефть», являющаяся прямым поставщиком топлива, все это время знала о контракте на поставку топлива для военных. Может быть, и так, но в докладе далее сообщается, что российская общественность об этом, скорее всего, не знала, в связи с чем Госдума и ФСБ (внутренняя служба безопасности) решили провести расследование. Когда они провели это расследование и выяснили, что поставляемым топливом заправляют американские самолеты, последовало прекращение поставок. После этого повысили пошлины, и в результате цены на заправках увеличились на 30 процентов.
Выступая перед следователями из подкомитета палаты, официальный представитель Mina Чак Сквайрс (Chuck Squires) очень гордился собой:
Мы их обставили. Я старый воин холодной войны, и я горжусь этим. Мы сделали русских, а они этого не замечали на протяжении четырех или пяти лет. Очевидно, это происходило не без их ведома. Если бы они посмотрели на объемы поставок, они должны были понять, куда это все идет. Но они делали деньги и были безмерно счастливы.
Так, еще раз? Каким образом эта афера с топливными поставками могла стать победой над русскими, которые абсолютно не заинтересованы в том, чтобы талибы одержали верх над США? На самом деле, Сквайрс обставил не только российских налогоплательщиков, но и американских – а в результате пострадал народ Киргизии. То, что Пентагон согласился с такой своекорыстной наивностью, доказывает его собственный непрофессионализм. «Mina и Red Star говорили [представителям Пентагона] об этом обмане; но несмотря на многочисленные справки и электронную переписку, в которых подробно задокументированы данные схемы, высокопоставленные чиновники [из системы закупок Пентагона] утверждали, что ничего не знали об этих механизмах, а также заявляли, что никакого российского запрета не было», - сообщается в докладе.
Если верить заявлениям допрошенных лиц, то получается картина, очень похожая на кинокомедию о мафии 1971 года «Банда, не умевшая стрелять». Там актеры, когда их допрашивает полиция Нью-Йорка, говорят один за другим: «Ну, чё я могу вам сказать?»
В данном случае русские, являвшиеся продавцами топлива, якобы не знали о том, что топливо покупают американцы. Об этом якобы не знал Пентагон, не знали деталей схемы покупатели топлива, не знало посольство США в Бишкеке, которое ежедневно докладывало о реализации топливного контракта и жаловалось по этому поводу:
Несмотря на утверждения о коррупции, которой якобы изъедены киргизско-американские отношения, высокопоставленные руководители из посольства США в Бишкеке заявляли, что практически ничего не знают о контрактах на поставку топлива для базы Манас. По их мнению, топливными контрактами должно было заниматься исключительно Министерство обороны, даже если бы возникли существенные дипломатические и геополитические осложнения.
Сами мы от комментариев воздержимся, а вот вашингтонский адвокат Mina и Red Star Уильям Берк (William A. Burck), сделал сегодня следующее заявление: «Не было никакого обмана. Русские, власти Киргизии, Министерство обороны – все они точно знали, откуда топливо приходит и куда оно идет».
Среди долгосрочных последствий этих событий и нынешняя нестабильность в Киргизии, что подтверждается в докладе:
Последствия недосмотра военных США за своими топливными контрактами в Центральной Азии значительны. Контракты на поставку топлива для Манаса, в которых якобы присутствовала коррупционная составляющая, связывают с двумя революциями в Киргизии. Это привело к широкому распространению в обществе мнения о том (его разделяет временный руководитель Киргизии Роза Отунбаева и значительная часть политической элиты), что Соединенные Штаты сознательно и противозаконно использовали топливные контракты для подкупа двух бывших президентов Киргизии. Киргизско-американские отношения серьезно пострадали из-за таких представлений, и президент Отунбаева лично ставила этот вопрос перед президентом Бараком Обамой и госсекретарем Хиллари Клинтон.
Подозрения киргизской общественности по поводу коррупции в топливных контрактах вполне оправданны. В первые годы поставок топлива в Манас чиновники [из системы закупок Пентагона] давали компаниям Mina и Red Star указания заключать субподрядные договоры только с двумя компаниями. Одна из них принадлежала сыну президента Аскара Акаева, а вторая его зятю. Президента Акаева свергли в 2005 году в результате народной революции, участники которой обвинили его в коррупции и репрессиях. Президент Курманбек Бакиев поставил дело так, что почти всеми операциями в аэропорту Манас стал заправлять его сын Максим Бакиев – включая те компании, которые принадлежали родственникам Акаева. Затем в 2010 году президента Бакиева тоже свергли, обвинив его в коррупции и репрессиях. По мнению сторонних наблюдателей, здесь присутствуют все элементы коррупционной схемы, цель которой – расплачиваться с первыми семьями Киргизии за то, что они оказывали политическую поддержку сохранению базы.
На компании Mina и Red Star распространяется действие дипломатического соглашения между США и Киргизией, которым устанавливается ставка налогообложения (очевидно, равная нулю). Соглашение лишает Киргизию возможности вмешиваться в дела этих компаний. Очевидно, Пентагон все эти годы не беспокоил вопрос о том, кто же является владельцем данных компаний. Когда военное ведомство, наконец, задало этот вопрос, Mina и Red Star ответили, что владеют ими киргизский партнер и жена Эдельмана Дельфин Ле Дейн (Delphine Le Dain). Об этой даме было известно лишь то, что она искала частную французскую школу в Лондоне для одного из своих детей, а также недвижимость на острове возле побережья Франции. (Пентагоновские чиновники, видимо, поверили в эту историю. А вот подкомитет Палаты представителей не поверил.)
Mina и Red Star отрицают, что допускали правонарушения. Сегодня они выступили с заявлением, в котором говорится:
Компании Mina и Red Star работают в исключительно опасных районах мира, в том числе, в зоне боевых действий в Афганистане. Из-за постоянной угрозы руководству и персоналу Mina и Red Star компании стараются работать незаметно, чтобы не попасть в поле зрения заинтересованных кругов, враждебно относящихся к действиям международных сил в Афганистане. Это не политика «секретности» компаний Mina и Red Star, это в большей степени настоятельная потребность при осуществлении рискованных поставок в районах, где жизнь людей постоянно подвергается опасности. Mina и Red Star решительно настаивают на том, чтобы и впредь действовать таким образом, защищая как своих сотрудников, так и цепочку поставок.
Между тем, эти компании бьют тревогу, заявляя, что киргизы при помощи США пытаются оттеснить их в сторону – и что их дни в Киргизии сочтены. А если они сочтены в Киргизии, и если русским это тоже надоело, то деятельность Mina и Red Star в Афганистане также может оказаться под угрозой. Я спросил представителя этих компаний Джона Лока (John Lough) о той опасности, которой подвергается деятельность Mina и Red Star в Киргизии. Он ответил мне по электронной почте:
Мы понимаем, что правительство США готово к обсуждению контракта с киргизской государственной компанией на поставку 20-50 процентов топлива для базы Манас. Киргизские власти с апреля ведут постоянно усиливающуюся юридическую и дезинформационную кампанию против нас. Mina опасается, что это кампания с политической и финансовой подоплекой, и что ее цель – отобрать наш бизнес и жизненно важные поставки топлива для военных в Афганистане. Юридическая команда компании Mina, состоящая из американских, зарубежных и киргизских адвокатов, находится на месте в Бишкеке и активно защищает права и интересы компании, чтобы она могла продолжать бесперебойные поставки топлива для Манаса.
Действительно, когда речь идет о таких деньгах в этом регионе, сразу звучит команда «свистать всех наверх». Но если Mina и Red Star такие чистые и пушистые, то почему они первоначально в ответ на просьбу о сотрудничестве со следствием заявили следующее? Ведь, как сообщается в докладе, руководители Mina и Red Star
1) вначале заявляли, что они скорее откажутся от своей многомиллиардной топливной империи, чем публично раскроют информацию о выгодоприобретателях и собственниках; 2) согласились на встречу в Дубаи, а затем отменили эту встречу, когда туда уже прибыли люди из Конгресса; 3) утверждали, что если их заставят давать показания, они воспользуются своим правом на применение пятой поправки против самоизобличения; 4) добивались в Конгрессе права на освобождение от дачи показаний; 5) наотрез отказались от сотрудничества. И лишь когда Конгресс выслал им повестки с требованием представить корпоративные документы и дать индивидуальные показания, они начали сотрудничать со следствием по существу.