Словосочетание «ось зла» было впервые употреблено президентом Джорджем Бушем-младшим в послании о положении в стране от января 2002 года. Но во время своего второго президентского срока он явно забыл об этом. Обама, возможно, вообще никогда не произнесет этого словосочетания, но не впадите в ошибку: ось зла жива и здорова. Иран, Северная Корея и, возможно, Венесуэла стоят на грани получения ядерного оружия и средств его доставки.
12 ноября из КНДР сообщили, что на территории этой страны, возможно, функционирует до 2 тыс. центрифуг, суммарной мощности которых достаточно для производства высоокобогащенного урана, а из него — плутония, которого хватит на создание нескольких ядерных боезарядов ежегодно. При этом у нас, на самом деле, нет достаточного количества разведданных, чтобы определить истинный масштаб ядерного потенциала КНДР. Зато мы точно знаем, что там уже больше тридцати лет работают над приобретением ядерного оружия и средств его доставки — разумеется, не без помощи Китая.
Мы знаем, что Северная Корея получила от России технологии изготовления ядерной ракеты средней дальности «БМ-25 Мусудан», способные долететь до Окинавы и, возможно, до Гуама. Согласно документам, опубликованным сайтом WikiLeaks, американские разведчики узнали, что КНДР продала по крайней мере девятнадцать таких ракет Ирану.
В конце ноября источники из диссидентских кругов Северной Кореи сделали еще одно шокирующее откровение. По сообщению одного дезертира, диктатор КНДР Ким Чен Ир приказал начать новую программу строительства торпед и мин с ядерными боеголовками, которые, возможно, встанут в строй к 2012 году. Руководствуясь опытом прошлого, выражаю уверенность, что как только они войдут в строй, их тут же начнут продавать Ирану и, возможно, третьим странам.
Кабалу Махмуда Ахмадинежада (Иран) и Уго Чавеса (Венесуэла) больше нельзя игнорировать. То, что Венесуэла помогает Ирану реализовывать атомный проект, известно нашим разведчикам уже много лет. Мы знаем, что эти два режима-изгоя несколько лет работали вместе над разработкой ядерных технологий. Их сговор был оформлен в соглашении, заключенном 13 ноября 2008 года, о сотрудничестве в области ядерных технологий.
Ясно, что через посредство различных торговых соглашений Иран обошел санкции ООН, установив как экономические, так и межбанковские отношения, а также организовав в Венесуэле стратегическую базу, управляемую «стражами революции». По данным немецкой газеты Die Welt, на этой базе будут размещены иранские ракеты дальностью до 930 миль, то есть они смогут долететь до крупных городов на юге США. Интересно, что после принятия очередного пакета санкций в отношении Ирана Россия отказалась от намерения продать ему пять батальонов передовых систем ПВО С-300, а вместо этого начала договариваться о них же с Венесуэлой. Вряд ли придется долго ждать, пока они не всплывут в Иране.
Говорить так неполиткорректно, но реальность такова, что Китай находился в центре оси зла при Буше, когда он придумал этот термин, и находится там же сейчас. Китай своей дипломатической поддержкой защищал Северную Корею и Иран от эффективных санкций в отношении их атомных проектов. В критически важные моменты эти страны получали китайские технологии, что помогало им развивать как ядерные, так и ракетные программы.
На январь намечен визит китайского лидера Ху Цзиньтао в Вашингтон; его примет на государственном банкете президент Обама, так как, судя по всему, на меньшее Ху Цзиньтао не соглашался. Таким образом, мы выкажем ему наивысшее уважение и гостеприимство. В то же время его правительство продолжает проводить политику вооружения наших самых склонных к садизму врагов ядерным оружием, которое они не постесняются передать исламским террористам, которые, в свою очередь, с удовольствием применят его против США. Что-что, а это далеко от заявленной цели «освобождения мира от ядерного оружия». Новый договор СНВ, если его ратифицируют, поможет добиться лишь сокращения ядерного арсенала США, в то же время усугубив опасность, которую представляют для нас государства-изгои, образующие ось зла.
Можно сойти с ума от того, как мы разбазариваем драгоценные оборонные и экономические ресурсы в Афганистане (с точки зрения стратегических соображений он должен стоять в самом конце списка интересующих нас стран) и не занимаемся режимами-изгоями, представляющими реальную угрозу для нашей страны. Недолго осталось уже и до того, чтобы в духе Макиавелли позволять себе определенные успехи в Афганистане, задерживаться там на долгие годы и не заниматься нарастающей угрозой. Единственный способ избежать сценария с возможным нанесением ядерного удара по нашей родине и с необходимостью вести войну на множество фронтов против государств-изгоев, вооруженных ядерным оружием — это осознать, что мы должны добиваться смены режимов в этих государствах, которые вскоре превратятся в ядерные державы. А время играет против нас.
Адмирал флота в отставке Джеймс Лайонс был главнокомандующим Тихоокеанского флота США и главным военным представителем США в ООН