Когда Россия проводила кампанию в пользу принятия у себя Чемпионата мира по футболу 2018 года, она с готовностью признавала свои слабости - плохие стадионы, слабую инфраструктуру, недостаток убежденных болельщиков. Но одна проблема не упоминалась вплоть до завершения кампании: ожесточенная ксенофобия, которой пропитана вся футбольная культура государства. 11 декабря, всего через 9 дней после того, как российская заявка была одобрена, тысячи футбольных фанатов приняли участие в беспорядках в Москве, объектов их гнева были мигранты, приехавшие в город с Северного Кавказа. Десятки человек были избиты на улице. Теперь, если Россия хочет провести успешный чемпионат, ей понадобится обуздать националистические группировки, ищущие себе сторонников среди болельщиков, а на настоящий момент это больше похоже на провальное начало.
Три лидера националистов, с которыми пообщался Time, заявили, что беспорядки, ставшие первой массовой уличной акцией тысяч скинхедов и других футбольных фанатов правого толка, только усилили их работу с футбольными фанклубами. Несколько менее крупных выступления последовали за акцией 11 декабря, на них были даже дети в возрасте 14 лет, демонстрирующие нацистские приветствия, скандирующие "Россия для русских, Москва для москвичей", и избивающие иммигрантов, которых они встречали на улицах. Несколько приезжих были зарезаны или избиты до смерти.
Около трех тысяч молодых людей были задержаны милицией за последние десять дней по подозрению в проведении других незаконных акций или планировании расистских нападений. Многих из них задержали на улице с ножами, дубинками, пневматикой и, чаще всего, фирменными шарфами российских футбольных команд. Просто надеть футбольный шарф сейчас достаточно для того, чтобы тебя обыскали отряды ОМОНа, патрулирующие Москву.
Владимир Квачков, полковник российской военной разведки в отставке, является одним из националистических лидеров, который старается извлечь выгоду из беспорядков. В ноябре, через три месяца после того, как он был оправдан по делу о покушении на Анатолия Чубайса, бывшего главу российской приватизации, Квачков пошел в политику. Одаренный демагог, он основал националистическое движение под названием "Народный фронт освобождения России", цель которого - "освободить" страну от еврейских и северокавказских "оккупантов". Хорошо разбирающиеся в современных технологиях националисты продемонстрировали свои таланты оформлять свое послание российской молодежи, используя видеоролики в YouTube в стиле российского рэпа.
"Когда эти подростки вышли на улицы, они были не просто футбольными фанатами, и они не просто поддерживали свою команду, - говорит Квачков Time, - они выкрикивали … лозунги, которые подчеркивают их национальную идентичность. Так что разумеется они после этого потянулись к нам… Это было только начало".
19 декабря Квачков встречался с другими лидерами националистов и футбольными фанатами правого толка. На видео со встречи, которое транслировалось в режиме онлайн, Квачков обратился с призывом к российской молодежи: "Мы, русские националисты, учредители народного фронта, мы говорим вам, что события 11 декабря - это начало революционных перемен в России, первые всполохи приближающейся русской революции… Вы можете принять в ней участие".
Усилия властей по противодействию националистским планам приспособить для своих целей пыл футбольных фанатов пока выглядят нерешительными и вялыми. Высокопоставленные официальные лица странным образом возложили вину за беспорядки на "либералов" и "левосторонних радикалов", обычные объекты гнева властей. Программа "Молодежь России", что-то вроде национальной руководящей и консультативной организации, не выдвинула никаких "конкретных предложений", как справиться с проблемой, на встрече 20 декабря, где обсуждался ее пятилетний план.
Объединения футбольных фанатов России, судя по всему, оказались в равной степени беспомощны перед лицом националистического влияния, даже при том, что проявления расизма могут привести к тому, что их командам запретят участвовать в европейских соревнованиях. Во время матча в прошлом году некоторые болельщики московского "Спартака" вывесили баннер со свастикой и поздравлением с днем рождения Адольфа Гитлера. Тогда фанклуб "Спартака" открестился от этой акции, назвав ее "омерзительной провокацией". Но на вопрос о вспышках расизма на трибунах Лена Сехина, представитель клуба болельщиков "Спартака" "Фратрия" ответила Time: "Я не могу уследить за всеми, как они живут и каких взглядов они придерживаются".
Судя по комментариям на фанатских форумах, футбол в России - как и в других местах в Европе - стал магнитом, притягательной силой для почти что фашистских реакций на социальные перемены. А вылиться на российские улицы эту силу заставила гибель Егора Свиридова, болельщика "Спартака", убитого в уличной драке 6 декабря. Подозреваемые в его убийстве были выходцами с Кавказа, этнические группы которых в Москве часто называют "черными". Всех их (кроме одного) отпустили из милиции прямо в ночь смерти Свиридова, после, предположительно, дачи взятки стражам порядка. Это вызвало волну массовых демонстраций, кульминационным моментом стала акция 11 декабря, когда беспорядки разразились прямо у стен Кремля. "Кто если не мы поставит черных на место", - написал один из фанатов, называющий себя Red-White01 ("Красно-белый01"), по цветам "Спартака", на сайте "Фратрии". Но многие фанаты категорически не согласны: днем позже один из пользователей написал на сайте: "Русские… неужели я действительно одной крови с этими монстрами? Смерть нацистам!"
Сложно сказать, какое отношение превалирует среди фанатов. Представитель "Фратрии" Лехина заявляет, что радикальное крыло составляет ничтожное меньшинство. Но Евгений Валяев, лидер националистской группировки "Русский образ" сказал Time, что футбольные фанаты и националисты "полностью переплелись", заявляя, что около 80% фанатов разделяют националистические взгляды.
Во вторник, через 10 дней после московских беспорядков, премьер-министр Владимир Путин наконец вмешался. На встрече с объединениями футбольных болельщиков со всей страны он признал, что российский иммунитет к национализму "начал ослабевать". Сила России, - подчеркнул он, в ее многочисленных этнических группах, "но если мы не понимаем, как обращаться с этой силой, если мы носимся как безумные с бейсбольными битами, мы уничтожим ее". Потом он, проехав по городу, возложил цветы на могилу убитого болельщика "Спартака" Свиридова, большинство из предполагаемых убийц которого сейчас вновь арестованы.
Пока на усиленно патрулируемые улицы вернулось спокойствие. "Им удалось потушить огонь на улицах, - говорит Квачков, - но он просто ушел под землю и продолжает распространяться". В прошедшие две недели по всей стране случаи с арестами молодых футбольных фанатов, порой даже 14-летних, за избиения и нападения с ножами на приезжих фиксировались почти каждый день. К тому времени, когда в Россию придет Чемпионат мира, эти дети будут уже молодыми взрослыми, и это потребует серьезных правительственных усилий, чтобы отвадить их от националистического движения. FIFA, международный руководящий орган мира футбола, выразила уверенность после беспорядков 11 декабря, что российские власти примут соответствующие меры в области безопасности, чтобы обеспечить успешное проведение чемпионата. Но если окажется, что Россия будет не в состоянии гарантировать безопасность сотен тысяч футбольных болельщиков со всех уголков земли, которые обычно приезжают на крупнейшее спортивное событие в мире, на FIFA могут начать оказывать давление с тем, чтобы она приняла решение перенести турнир куда-нибудь в менее враждебное окружение. Так что на карту поставлена не только безопасность этнических меньшинств страны, но и престиж России, а тем временем правительство пытается справиться с националистической угрозой.