Этот широко раскинувшийся дворец в итальянском стиле можно увидеть на снимках из космоса. Там есть тренажерный зал с оздоровительным комплексом, укромный «чайный домик», амфитеатр с концертной сценой, а также посадочная площадка на три вертолета. Строительство еще не закончилось, но говорят, что дворец этот уже стоит более 1 миллиарда долларов.
Но что самое поразительное, по словам забившего тревогу россиянина Сергея Колесникова, строительство это оплачивается в основном за счет средств, перечисляемых российскими бизнесменами на нужды премьер-министра Владимира Путина. Деньги приходят «в основном за счет сочетания таких источников, как коррупция, воровство и взятки», утверждает Колесников. Этот бизнесмен до ноября 2009 года работал на одну из компаний, которая, по его словам, инвестировала деньги для Путина.
Колесников рассказал свою историю об этом царском дворце 21-го века – и о тайной сети финансирования, которая обеспечивает строительство – в открытом письме на имя российского президента Дмитрия Медведева. Письмо это было доставлено во вторник в российскую миссию при ООН в Нью-Йорке, а полный текст в английском переводе можно найти на сайте CorruptionFreeRussia.com. Это одно из самых подробных известных мне заявлений о связях между Путиным и российским «блатным капитализмом».
«Коррупция проникла повсюду, а это позорит нашу страну и наносит ей ущерб», - пишет Колесников, приводя в качестве примера данные последнего исследования Transparency International, в котором утверждается, что коррупция ежегодно обходится стране в 250-300 миллиардов долларов. Он призывает Медведева «показать нашей стране, что перед законом равны все, даже премьер-министры».
Пресс-секретарь Путина от комментариев отказался. Один российский источник сделал предположение о том, что дворец на Черном море будет использоваться для приема и развлечения гостей во время зимней Олимпиады 2014 года в Сочи, который находится неподалеку.
Колесников это один из тех отважных людей, которые встречаются время от времени журналистам. Он решил рассказать о том, что считает правонарушением, невзирая на опасность для себя самого. Я встречался с ним в декабре и просматривал его записи, а также другие документы в подтверждение его обвинений. Похоже, этот российский бизнесмен, ставший состоятельным человеком благодаря различным коммерческим предприятиям, включая компанию «Петромед», занимающуюся поставками лекарств, ничего лично не выигрывает, критикуя Путина – а потерять может многое. Это повышает мое доверие к словам Колесникова.
Финансирование путинского убежища, как объясняет Колесников, это очень запутанная история, в которой центральную роль играет человек по имени Николай Шамалов. Он старый приятель Путина по Санкт-Петербургу; и в 90-е годы у них были дома в одном дачном кооперативе. 23 декабря 2009 года в «Новой газете» появилась статья, автор которой назвал Шамалова одним из 13 самых влиятельных деловых «друзей» Путина. Попытка связаться с Шамаловым через пресс-секретаря Путина не увенчалась успехом.
По словам Колесникова, он начал работать с Шамаловым в 2000 году, после того как Путин стал президентом. Первоначальный план состоял в том, чтобы использовать денежные пожертвования от российских бизнесменов на закупки медицинского оборудования для клиник Санкт-Петербурга. При этом 35 процентов выплат по контрактам переводились на оффшорные счета. Медицинское оборудование на миллионы долларов действительно было закуплено, однако более 148 миллионов долларов из этих пожертвований якобы оказались в руках у Шамалова, о чем говорится в открытом письме.
Как рассказал мне Колесников, в 2005 году друг Путина попросил его создать инвестиционную компанию «Росинвест». Структура собственности была надежно спрятана за анонимными «акциями на предъявителя». По словам Колесникова, Шамалов сказал ему, что большая их часть принадлежит Путину.
Строительство дворца началось в 2005 году с приобретения государственной земли возле Прасковеевки. В письме сообщается, что Шамалов, действуя через ряд подставных фирм, со временем стал собственником этого проекта, получившего название «Юг». По словам Колесникова, он часто просматривал счета и прочие финансовые документы. К октябрю 2009 года сметная стоимость достигла 1 миллиарда долларов.
Колесников говорит, что Путина регулярно информировали о его тайном сокровище. «Два или три раза в год на протяжении восьми лет я по указанию Шамалова готовил для него финансовые сводки, а он лично докладывал Путину о его вложениях, - сообщает бизнесмен в своем письме. – Сразу после каждой из этих встреч Шамалов передавал мне путинские замечания и инструкции по использованию средств».
Это жизненная реальность во многих странах - политические лидеры переводят часть средств по частным коммерческим сделкам на свои счета, и россияне вот уже два десятка лет сплетничают о таких фактах коррупции. Что необычно в данном случае, так это столь подробное и публичное заявление. Ведь в сегодняшней России люди, бьющие тревогу, могут плохо кончить.
Как пишет Колесников, выступить в открытую его заставило то, что коррупция «подорвала основы нашего общества и нашей страны». Какой бы ни была эта история о палаццо на морском берегу, в главном автор несомненно прав: коррупция разрушает Россию, и остановить ее можно лишь в том случае, если смелые люди будут протестовать, а руководители принимать меры.