Министерство связи Туркменистана приостановило лицензию крупнейшего в государстве оператора мобильной связи компании Barash Communications Technologies (BCTI), которая на 100% принадлежит крупнейшему оператору мобильной связи России компании МТС. Президент МТС Михаил Шамолин уже начал подсчитывать убытки от решения властей Туркменистана.
Радиочастотная служба Туркменистана отказалась после 1 января 2011 г. продлить договор, на основании которого оператор использует частоты. Госпредприятия и ведомства досрочно прекратили действие договоров аренды с BCTI и потребовали до Нового года демонтировать 90% оборудования оператора, а также наружную рекламу. Кроме того, власти обязали BCTI расторгнуть договора со всеми абонентами и произвести с ними взаиморасчет.
Российская компании МТС ведет бизнес в Туркменистане с 2005 г., когда она приобрела 51% акций BCTI, крупнейшего в этом государстве оператора мобильной связи, и позднее увеличила свой пакет до 100% акций, заплатив $46,55 млн. Сразу после покупки компании в 2005 г. туркменские власти отозвали лицензию BCTI. Позднее компании BCTI, МТС и Министерство связи подписали договор на пять лет, согласно которому BCTI обязалась перечислять Министерству связи: с даты приобретения до 21 декабря 2005 г. 49% чистой прибыли, а с 1 января 2006 г. — 20% чистой прибыли. По итогам 2009 г. это составило $10,9 млн.
Согласно сообщению, распространенному МИД Туркменистана, деятельность МТС на территории страны была прекращена в связи с истечением пятилетнего срока действия договора. «Туркменская сторона выполнила в отношении МТС все необходимые правовые условия, и решение о прекращении деятельности компании на территории страны является, таким образом, абсолютно правомерным и юридически обоснованным»,— говорится в сообщении.
По данным источников российской газеты «Время новостей», туркменские власти предлагали МТС продать контрольный пакет (более 50%) дочерней компании Министерству связи. Также туркменские власти требовали от компании увеличить долю прибыли, которую BCTI перечисляет Ашхабаду.
BCTI — крупнейший оператор мобильной связи в Туркменистане, он предоставляет услуги 83% туркменских абонентов. За пять лет деятельности МТС увеличила свою абонентскую базу в Туркменистане с 60 тыс. до 2,419 млн. человек, что составляет около половины населения страны. Единственным конкурентом МТС на рынке Туркменистана является госкомпания «Алтын Асыр» («Золотой век»), услугами которой пользуются несколько сот тысяч жителей страны. Теперь компания «Алтын Асыр», а также монополист фиксированной связи госкомпания «Туркментелеком» заявили о прекращении действия договоров с BCTI о межоператорском обмене, начиная с 1 января 2011 г. Теперь клиенты МТС бросились в офисы «Алтын Асыр», скупив все доступные sim-карты национального оператора связи.
По данным президента МТС Михаила Шамолина, размер потерь российской компании вследствие прекращения деятельности на территории Туркменистана с учетом упущенной прибыли в течение пяти лет может составить от $422 млн. до $585 млн. Так, чистая прибыль BCTI в 2010 г. составит приблизительно $85 млн. Если МТС окончательно потеряет свою туркменскую сеть и будет вынуждена деконсолидировать туркменский бизнес, компания должна будет произвести в своей отчетности списание убытков в размере $160 млн. Основной акционер МТС АФК «Системы» инвестировала в Туркменистан около $280 млн.
Представители МТС заявили, что рассматривают «все имеющиеся возможности, включая возможные юридические разбирательства, и намерены решительно защищать свои законные права и инвестиции». Так, МТС обратилась в Международный арбитражный суд в Женеве при Международной торговой палате с иском против Министерства связи Туркменистана (такая возможность предусмотрена трехсторонним договором), туда же поданы иски против госкомпаний «Туркментелеком» и «Алтын Асыр». Еще один иск был подан против Министерства связи и в Арбитражный суд Туркменистана, однако суд отказался его рассматривать.
При этом МТС продолжила борьбу за своих абонентов в Туркменистане, которые с 21 декабря 2010 г. остались без связи. «Абонентские номера, подключенные сервисы и денежные средства, находящиеся на лицевых счетах в период временного отсутствия услуг связи, за вами сохраняются. Списание абонентской платы и минимального сервиса осуществляться не будет»,— говорится в сообщении МТС. Чтобы снять все деньги со своего абонентского счета, необходимо расторгнуть контракт в офисе BCTI, что приведет к потере абонентского номера. Однако в случае возобновления оказания услуг и сохранении номера, МТС обещает своим абонентам бонус в размере 20% от оставшейся на счете суммы.
По некоторым данным, власти Туркменистана не намерены продлевать соглашение с МТС. Согласно информации издания «Хроника Туркменистана», одним из владельцев BCTI может стать компания Enex, зарегистрированная в Брюсселе и контролируемая родственниками президента Туркменистана. Возглавляет эту компанию юрист из Бельгии Коэн Минне, считающийся почетным консулом Туркменистана в Бельгии и Евросоюзе, который в 2010 г. неоднократно встречался с туркменским президентом. По данным издания, сначала произойдет отзыв лицензии у МТС, затем компании будут предъявлены штрафы и за долги, после этого национализируют имущество, которое в дальнейшем будет выставлено на аукцион, где компания Enex окажется победителем.
Высказываются также предположения, что власти Туркменистана не столько стремятся увеличить сумму отчислений, выплачиваемых компанией BCTI, сколько намерены установить полный контроль над телекоммуникационной отраслью. Так, в декабре 2010 г. госкомпания «Туркментелеком», которая является единственным в стране интернет-провайдером, заблокировала доступ к видеосервису YouTube и сервису блогов LiveJournal. МТС, которая намеревалась развернуть в стране сеть 3G, могла стать альтернативой «Туркментелекому» в предоставлении доступа к интернету жителям Туркменистана.