Брюссель — Начало следующего года покажет, получилось ли у Европы диверсифицировать структуру поставок газа: Азербайджан и некоторые крупнейшие в мире энергетические компании будут выбирать покупателя крупнейшей доли гигантского месторождения в Каспийском море, которое они разрабатывают.
Газ из Азербайджана и, возможно, соседних стран региона исключительно важен с точки зрения стратегии Евросоюза, нацеленной на слом почти полной монополии России в области снабжения газом Центральной Европы. Но Москва навязывает Европе два своих собственных трубопровода (один уже начали строить), и встает вопрос — насколько велик будет смысл их с экономической точки зрения и будет ли он вообще.
Всеобщее внимание будет обращено на разработку мощнейшего месторождения природного газа «Шах-Дениз-2» у берегов Азербайджана; планируется начать добычу газа к 2017 году. Официально список покупателей пока не оглашен; несколько человек, участвующих в диалоге, считают, что Шах-Денизский консорциум выберет покупателей в первом полугодии 2011 года.
Азербайджанский газ высоко ценится сторонниками давно обсуждаемого в ЕС проекта строительства 3300-километрового трубопровода Nabucco, по которому газ будет поступать из Турции непосредственно в Австрию. Но получить азербайджанский газ стремятся также другие европейские компании — для своих проектов строительства двух трубопроводов гораздо меньшего масштаба.
До недавнего времени эти проекты считались конкурирующими, что вызывало смущение у многих наблюдателей: внутриевропейская борьба за газ могла повредить ситуации с энергетической безопасностью, так как Азербайджану, возможно, в итоге пришлось бы продавать газ России.
Но в последний месяц руководство ЕС и представители некоторых компаний начали более серьезно поговаривать о перспективах сотрудничества между Nabucco и остальные европейскими трубами.
«Проект Nabucco не исключает сочетания с остальными проектами, — сказал недавно на дебатах с руководителями конкурирующих проектов комиссар по энергетике Гюнтер Эттингер (Gunther Oettinger). — Мы сделаем все возможное, чтобы проекты стали совместимыми».
О перспективах подобного сотрудничества подчеркнуто говорилось и в недавно опубликованном сообщении Международного агентства энергетики, представляющего государства из числа ведущих потребителей энергии. В документе указывались признаки прорыва по сильно задерживающемуся проекту экспорта каспийской нефти в Европу и говорилось, что «в качестве наилучшего выбора может возникнуть гибридный вариант».
Скоординировать это будет непросто, так как все более мелкие проекты хотят позиционировать себя как победители в сражении за азербайджанский газ. В то же время высоки ставки и для проекта Nabucco, в который многие политики, включая председателя Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу, вложили немало политического капитала. Сложность в том, чтобы позиционировать установление сотрудничества как достижение для тех, кто выступал спонсорами всех проектов в политическом и финансовом плане.
Каким именно образом «сыграет» объединенный проект — пока неясно, но возможно, например, строительство трубопровода меньших масштабов, чем запланированный Nabucco, и с ответвлениями как на юг Италии, так и в Центральную Европу.
Энергетические «тяжеловесы» Европы поддерживают разные варианты
Комиссия уже давно выступает в поддержку проекта Nabucco стоимостью в 7,9 миллиарда евро (10,35 млрд. долларов), считая его наилучшим способом открыть «южный коридор» поступления среднеазиатского и ближневосточного газа для снабжения наиболее сильно зависящих от Москвы центральноевропейских стран. К 2020 году ЕС планирует покрывать через «южный коридор» примерно 10—20% своего спроса на газ, то есть поступать по нему должно по 45—90 кубометров газа ежегодно (данные из недавно опубликованного документа Еврокомиссии о стратегии).
В консорциум Nabucco входят в том числе и крупнейшие энергетические компании Европы, например, немецкая RWE AG и австрийская OMV AG.
Проект Nabucco обладает настолько гигантскими масштабами, что с его помощью можно было бы транспортировать и более серьезные объемы. Но для того, чтобы проект имел смысл с экономической точки зрения (а также для того, чтобы убедить шах-денизский консорциум поставлять газ именно ему), спонсорам Nabucco нужно найти дополнительных поставщиков, потому что азербайджанским газом удастся загрузить Nabucco лишь на треть его пропускной способности, составляющей 31 миллиард кубических метров. В качестве потенциальных источников газа для Nabucco власти Евросоюза обращались и к Туркмении, и к Ираку.
Месторождение «Шах-Дениз-2» с геологической точки зрения входит в ту же группу, что и Шах-Денизское, которое в настоящий момент разрабатывает BP PLC и которое по итогам 2010 года даст предположительно 7,6 млрд. кубометров газа. На втором этапе реализации проекта будут построены две новые производственные платформу, связанные друг с другом мостом, а также целых тридцать подводных скважин.
Помимо консорциума Nabucco, шах-денизская группа ведет переговоры и со сторонниками двух других трубопроводных проектов.
Проект соединительного трубопровода Греция — Италия (его возглавляют Edison SpA и греческая компания-монополист DEPA) предусматривает транспортировку газа на юг Италии, откуда его можно будет перепродавать в Европу. Пропускная способность проекта — 10 млрд. куб. м, то есть гораздо меньше, чем у Nabucco.
С другой стороны, над проектом трансадриатического трубопровода (TAP) работают Statoil, швейцарский трейдер энергии Elektrizitats-Gesellschaft Laufenburg AG и немецкая FHYPERLINK"http://online.wsj.com/public/quotes/main.html?type=dj=EOAN.XE" AG. Этот проект очень похож на проект с участием Греции и Италии, по нему предлагается транспортировать газ по тому же маршруту, но через Албанию, а первоначально запланированную пропускную способность (10 млрд. куб. м) легко можно будет потом удвоить.
На том же банкете, на котором Эттингер поднял вопрос о возможном сотрудничестве между Nabucco и остальными газопроводами, а именно — соединительным между Грецией и Италией, генеральный директор Edison Умберто Квадрино (Umberto Quadrino) сказал, что эти два проекта «всецело дополняют друг друга». Представитель проекта TAP тоже сказал, что не против сотрудничать.
В соответствии с нынешним планом уже к 2017 году благодаря добыче газа на «Шах-Дениз-2» ежегодное производство увеличится примерно на 16 миллиардов кубометров, из которых 10 млрд. будет можно продавать в Евросоюз. BP и норвежская Statoil ASA вместе контролируют 25,5%-ную долю «Шах-Дениза». Государственная нефтяная компания Азербайджана (SOCAR), российское ОАО «ЛУКойл», французский Total и Национальная иранская нефтяная компания владеют по 10% каждая, а турецкой TPAO принадлежит 9%-ная доля.
Представительница BP в Баку сказала, что временных рамок для принятия окончательного инвестиционного решения по «Шах-Дениз-2» не существует, равно как и не назначена дата оглашения покупателей. С другой стороны, группу «приятно удивил высокий уровень спроса» на азербайджанский газ в Европе.
«Сейчас ведутся дискуссии со всеми заинтересованными сторонами с целью оговаривания всех необходимых шагов, — сказала представительница BP. — Мы плотно работаем с правительством Азербайджана, с Еврокомиссией и с правительством США, чтобы развивать проект с максимальной возможной скоростью».
Получить комментарии от представителей SOCAR не удалось.
Некоторые наблюдатели сомневаются, что сделку удастся заключить в ближайшее время. Из агентства по оценке рисков Eurasia Group сообщают, что оглашение решения по «Шах-Дениз-2» до 2011 года «маловероятно», так как «сохраняется слишком много неразрешенных вопросов». Но Международное агентство энергетики, хотя и отмечает, что добыча газа Азербайджаном сдерживается неопределенностью маркетинговых перспектив и транзитных соглашений, также заявляет, что достигнутый в 2010 году прогресс «открывает перспективы существенного расширения производства и экспорта начиная со второй половины 2010-х годов».
Россия тоже наращивает закупки азербайджанского газа
Русские тоже напрямую общаются с SOCAR по вопросам «Шах-Дениз-2».
«Компании SOCAR как члену консорциума ... направлена официальная просьба разъяснить определенные момент предполагаемой сделки, в частности, объемы предлагаемых поставок, — заявил представитель экспортного филиала Газпрома. — В Газпроме ждут подробного ответа, чтобы на его основе распланировать следующие ходы».
В этом году Газпром согласился к 2011 году удвоить импорт азербайджанского газа, доведя его до уровня двух миллиардов кубометров. В 2012 году планируется увеличить импорт еще больше, но конкретной цифры пока не сообщалось.
Россия заинтересована в приобретении шах-денизского газа, потому что «они хотели бы сделать его источником снабжения северокавказского региона, а также иметь вариант, альтернативный тому, чтобы этот газ уходил в Европу и конкурировал там с их собственным», — считает главный директор отеделения евроазиатской энергетики при энергетическом консалтинговом агентстве США HIS CERA Мэтью Сэйджерс (Matthew Sagers).
Газпром — основной экспортер российского газа в Европу (свыше трети продаваемого им газа приходится на экспорт в Европу) — уже сейчас занимается строительством «Северного потока», трубопровода, который проляжет по дну Балтийского моря и по которому будет снабжаться газом Германия. Также Газпромом предлагается построить трубопровод «Южный поток», по которому российский газ поступал бы в Центральную Европу по дну Черного моря, что составляет прямую конкуренцию проекту Nabucco.
Но, по словам Сейджерса, азербайджанцы предпочли бы продавать свой газ на запад, открыв для себя новый рынок сбыта.
«Конечно, они предпочтут продавать газ Европе, чтобы доказать, что они — независимая страна», — сказал он.
В написании статьи принял участия Якоб Гренхольт-Педерсен (Jacob Gronholt-Pedersen), находившийся в Москве