В прошлом году постоянный представитель Египта при ООН Магед Абдельазиз (Maged Abdelaziz) в ходе закрытого совещания по контролю над вооружениями с высокопоставленными американскими дипломатами попытался укрепить репутацию своей страны как ответственного игрока на ядерном фронте и продемонстрировать отсутствие у Египта интереса к ядерному оружию, рассказав одну занятную историю.
По данным опубликованной WikiLeaks депеши Госдепартамента Абдельазиз собщил заместителю госсекретаря по вопросам контроля над вооружениями Роуз Готтемюллер (Rose Gottemoeller), что Россия после распада Советского Союза предлагала Египту «ученых-атомщиков, материалы и даже оружие… однако Египет отверг все эти предложения».
«Заместитель госсекретаря Готтемюллер спросила его, откуда ему это известно, на что Абдельазиз ответил, что он сам находился в этот момент в Москве и был непосредственно в курсе дела», - говорится в депеше далее.
Специалисты по контролю над вооружениями и эксперты по советской ядерной программе скептически отнеслись к словам Абдельазиза, который в начале девяностых был молодым первым секретарем посольства Египта в Москве. Они признают, что после распада СССР многие опасались, что контроль над ядерными материалами ослабеет, а оставшиеся без работы ученые начнут продавать свои знания тем, кто больше заплатит, однако, по их словам, ядерные боеголовки всегда оставались под жестким контролем военных. Ничто не указывает на то, что Москва, приложившая массу усилий, чтобы взять под контроль ядерные арсеналы Белоруссии и Украины, пыталась экспортировать свою ядерную программу в Египет, или куда-либо еще.
«Я знаком с Абдельазизом и не стал бы сбрасывать его слова со счетов, - заметил в своем комментарии, отправленном по электронной почте, д-р Уильям Поттер (William C. Potter), специалист по ядерным вооружениям и директор Центра проблем нераспространения ядерного оружия имени Джеймса Мартина (James Martin Center for Nonproliferation Studies) при Монтерейском институте международных исследований (Monterey Institute of International Studies). - Однако я очень сомневаюсь в том, что его собеседник действительно мог выполнить свои обещания, и особенно в том, что он мог обеспечить поставки готового ядерного оружия. Разумеется, в тот момент ядерные материалы и технологии контролировались недостаточно надежно. Активно действовали частные фирмы, включая печально известную компанию «Четек», пытавшуюся торговать бомбами для «экологических» целей. Однако маловероятно, чтобы первому секретарю посольства вдруг официально предложили купить ядерное оружие».
Абдельазиз через своего пресс-секретаря отказался прокомментировать телеграмму Госдепартамента.
Одиннадцатистраничная депеша содержит доклад о встречах Готтемюллер с Абдельазизом и рядом других ключевых дипломатов, проходивших в Нью-Йорке в период с 5 по 7 мая этого года в рамках мероприятий по подготовке к саммиту по пересмотру Договора о нераспространении ядерного оружия. Это важное соглашение, заключенное в 1970 году, предписывает пяти ядерным державам сокращать свои ядерные арсеналы, а остальному миру – отказаться от ядерного оружия.
Депеша описывает реакцию ряда наиболее значимых участников переговоров по контролю над вооружениями на инициативы вашингтонской администрации, придающей сейчас большое значение проблемам разоружения. Иностранные делегации одна за другой выражали одобрение подписанию Америкой договоров, ограничивающих использование ядерного оружия, утверждая, что этим США вернули себе моральное право осуждать нарушителей режима нераспространения, таких как Северная Корея или Иран. «Практически все делегации в этом году держались «в рамках»», - заявил заместитель министра иностранных дел Австралии по вопросам контроля над вооружениями и нераспространения Джон Салливан (John Sullivan). «По его словам, представители других делегаций передавали ему, что на этот раз даже Иран высказывался довольно сдержанно», - говорится в телеграмме.
Однако при этом дипломаты также подчеркнули ряд проблем и разочарований, в частности связанных с неофициальной ядерной программой Израиля и с израильско-палестинским конфликтом, которые могут помешать США в деле борьбы с распространением ядерного оружия. Готтемюллер признала, что США должны подтолкнуть Израиль к подписанию международных соглашений, ограничивающих ядерную программу. В беседе с алжирским дипломатом Идрисом Джазаири (Idriss Jazairy), она отметила, что переговоры по новому соглашению, запрещающему производство делящегося вещества, которое применяется для создания ядерных бомб, осложняет отсутствие готовности сотрудничать со стороны Израиля. «Чтобы достичь реальных результатов, необходимо привлечь к переговорам Израиль», – заявила Готтемюллер. Ранее США и некоторые другие страны называли главным камнем преткновения, мешающим заключить важный для администрации договор о запрете производства делящегося вещества, позицию Пакистана, который блокировал переговоры в Женеве. Иностранные дипломаты также выразили недовольство соглашением о сотрудничестве в ядерной сфере, которое США заключили с Индией. Они считают, что оно идет вразрез с обещаниями Вашингтона препятствовать распространению ядерных технологий.
Канадский дипломат Мариус Гриниус (Marius Grinius) заявил Готтемюллер, что правительство Канады одобряет планы США ускорить заключение договора о делящемся веществе, добавив, что «пора заставить Пакистан, Иран и Израиль открыто заявить об их позициях». Гриниус также попросил заместителя госсекретаря объяснить, каким образом сомнительное соглашение о ядерном сотрудничестве с Индией способствует задачам нераспространения. По словам сотрудника американского Совета по национальной безопасности Адама Шейнмана (Adam Scheinman), США решили сменить название соглашения на «Договор о сотрудничестве между Индией и Группой ядерных поставщиков», чтобы продемонстрировать, что соглашение поддерживают все 46 членов организации. «Гриниус считает это переименование неоправданным, утверждая, что большинство членов ГЯП, не выразили полное одобрение договора с Индией, а «поддались давлению» и «поддержали сильную сторону»».
Исполнительный секретарь отслеживающей ядерные взрывы Организации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний Тибор Тот (Tibor Toth), жалуется на недостаток средств у своего ведомства и призывает Америку, сократившую его финансирование на миллионы долларов, пересмотреть это решение. «В 2010 финансовом году организацию ждут серьезные финансовые проблемы, заявил он. По его словам, в ее регулярном бюджете наличествует дефицит в размере 15-20 миллионов долларов, что существенно скажется на работе ведомства».